Борис Николаевич Варухин родился в Новгороде в 1967 году.  Его семья уже несколько поколений жила на новгородской земле в Поозерье. Он  сам любит пошутить: «Я коренной новгородец, хотя и сын эстонца и латышки». Отец его, Варухин Николай Геннадьевич основатель и бессменный руководитель Новгородского городского клуба юных моряков. Унаследовав от деда склонность к рисованию и  талант, Борис получил образование в детской художественной школе. Затем обучался заочно в Народном Университете Искусств.

После окончания школы работал в мастерской А. Г. Алентьевой. С 1988 начал работать, и работает до сих пор, художником-декоратором  Культурного центра «Акрон».

В 1992 стал художником епархиальной газеты «София», где делал иллюстрации к статьям.

 Первая персональная выставка прошла в 1994 году в Софийском соборе.  В 1997 году на состоявшейся в Санкт-Петербурге епархиальной выставке, были представлены графические работы Бориса Николаевича. Он неоднократно выставлял работы с пленэров в областном Доме народного творчества. Многие из них сегодня находятся в частных коллекциях, как в нашей стране, так и за рубежом - в Германии, Финляндии, странах Балтии.

Варухин работает в разных техниках от графики до живописи, используя и акварель, и пастель, и карандаш, и масло, и акриловые краски.

Св. Кристофор. Техника чаем
Иконописец

Чувствуется, что любимый жанр Бориса Николаевича -  пейзажная живопись, особенно,  работы, сделанные  на пленэре, когда живые, эмоциональные впечатления и ощущения испытанные художником, воплотившиеся в работе, передаются зрителям с особой достоверностью и непосредственностью. Хотя среди его работ я увидела и бытовые, исторические полотна (Серия «Святое Поозерье»), но и в этих картинах новгородский пейзаж является стержнем сюжета, на который нанизываются человеческие характеры и историко-бытовые приметы.

Соловецкая тишина Из серии "Святое поозерье"
Юрьевские этюды Камни Кольского полуострова

 

Диапазон его интересов широк. От создания станковых картин до иллюстраций. Он иллюстрировал  ряд изданных книг: «Детское море», автор Н. Г. Варухин (1996); «У Ильменя», автор Л. А. Моисеева (2006); «Слово твое ко мне», автор Т. Боровская (1992).

 А еще я увидела несколько листов иллюстраций к «Апокалипсису» Иоанна Богослова, «Так говорил Заратустра» Ф. Ницше и «Фаусту» И. Гете. Вглядываясь в их сложные, многонаселенные, многофигурные, символически зашифрованные образы, понимаешь, что художник много и мучительно размышлял над страницами этих книг,  задаваясь теми же вечными вопросами, которыми задавались и их авторы.  Что есть Бог? Что такое человек?  Тот, что растворился в божественном начале, пронизывающем весь сущий мир, или тот, что отринул его, поставив выше всего на свете свое человеческое «Я». Что выше познание или вера. И как построить свою жизнь, как реагировать на   искусы, какой сделать выбор между путем прегрешений и наслаждений  или путем самоограничений и смирения.

Иоанн Богослов  Иоанн  Богослов. 2 лист
Faust ф. Ницше "Так говорил Заратустра"

 

Собственно наше знакомство с художником и проистекло из желания показать на нашей выставке именно эти работы. Но по ряду причин  зрители пока их не увидят. И я  как бы анонсирую эти работы, надеясь,  на то, что подобная выставка состоится.

А сейчас представляю выставку Бориса Варухина, с которой вы можете познакомиться, посетив читальный зал научной библиотеки в течение двух месяцев, до конца мая. Называется она «2 СЕВЕРА». И предваряется таким высказыванием автора: «Природу копировать не надо, но надо почувствовать ее суть и освободить от случайностей»

Два Севера. Первый – это наш северо-западный регион, такой обжитой присутствием новгородцев, уютный, кажется познанный до самых укромных уголков. Природа наша теплая, домашняя  (несмотря на гнусный климат), одухотворенная рукотворными храмами, словно соединяющими в одно целое небесное и земное, горнее и дольнее – столь важное для человека в едином гармоничном сосуществовании. Весь цикл «лета Господня» проходит перед зрителем на акварелях: «Сосновка», «Ворота Весны», «Монастырская осень», «Ямок» – Поозерное пристанище». Умиротворяющая природа и целостный мир. Но вдруг защемит сердце от «Одиночества», при взгляде на вмерзшую в озеро, брошенную лодку, или пробежит холодок  от прикосновения к чему-то непостижимому от «Божественного света», изливающегося на нас с пейзажа Юрьева монастыря…

Второй Север –  это мощный и суровый мир Русского Севера.  Кольский полуостров. Белое море, Соловки, Карелия. Этот мир слишком долго существовал без человека и порой грубое прикосновение к девственной природе наносит ей непоправимый вред. И хрупкость этого, казалось бы, такого брутального мира, проступает в работах « Иван чай», «Кижи», «Летний снег чайных роз», «Рабочеостровск». И падает  звенящая «Тишина Соловков», которую зритель ощущает так же, как стоящий на том месте, где земля сливается с небом, человек в монашеском одеянии.

Но столь же, неотвратимо и мощно вторжение человека в этот мир, как камни, стены и башни Соловецкого монастыря, словно перекликающегося в своем рукотворном величии с природными моренами, принесенными и оставленными движением отступивших ледников на всем Русском Севере. «Камни памяти», «Отлив Белое море», « Камни Кольского полуострова», «И на Севере бывает солнце». Свободно раскинувшаяся «Панорама Куркиёки» и там же написанная и воспринимающаяся, несмотря на маленькие размеры полотна, как величественная симфония соединения неба и земли, камней и облаков  «Дорога в небо»….

Можно еще долго рассказывать о тех впечатлениях, которые произвели на меня картины художника. Но каждый человек это своя вселенная, свой мир, свой человеческий опыт.

Придите, освободитесь от случайностей и  загляните  в суть того послания, которое оставил для вас на выставке   «2 Севера» Борис Варухин.

Материал подготовила зав. отделом Н.И. Морылева