Кинематографический принцип восприятия действительности в трилогии Дины Рубиной «Русская канарейка»

Cinematic principle of reality perception in Dina Rubina’s trilogy “Russian canary”

Исследуются интермедиальные приемы в творчестве Д.Рубиной. Несмотря на утверждение писательницы о невозможности постановок ее книг в театре и кино, отличительной особенностью произведений Рубиной является кинематографический принцип их строения. Так, в романе «Желтухин» художница предлагает воспринимать свои тексты как наше кино, в котором она одновременно исполняет роль сценариста, режиссера, монтажера и звукооператора. Благодаря обращению к живописному, музыкальному, пейзажному экфрасисам, «топоэкфрасису» и киноэкфрасису Рубина создает живые образы, подчеркивает особенности колорита различных эпох, вводит в повествование вечные вопросы соотношения добра и зла, жизни и смерти, человека и Бога. 

Ключевые словаинтермедиальность, экфрасис, чувственное восприятие, магическая духовность

This article explores intermedia techniques in the works of D.Rubina. Despite the author's claim about the impossibility of her books production in the theatre and cinema, a distinctive feature of Rubina's works is the cinematic principle of their structure. So, in the novel “Zheltukhin” the author offers to accept the texts as our movie, in which she simultaneously plays the role of a writer, a Director, an editor and a soundman. Using the picturesque, musical, and landscape ekphrasises, “topoekphrasis” and kinoekphrasis, Rubina creates a vivid images, highlights features of the different eras, introduces in the narrative the eternal issues of the relation between good and evil, life and death, man and God.

Keywordsintermediality, ekphrasis, sensory perception, magical spirituality

Article.PDF