Литературный календарь

 

    

 

                                         Лишь в неизменном – бесконечность,
                                         Лишь в постоянном – глубина.
                                         И дальше путь, и ближе вечность,
                                         И всё ясней: любовь одна.
                                                                                                                                             З. Гиппиус

    

 

 

 

 

Зинаида Николаевна Гиппиус (1869-1945) - русская поэтесса, литературный критик

Она родилась 8 ноября 1869г. в г. Белеве Тульской губернии. Отец ее - дворянин, обрусевший немец, был известным юристом. Мать сибирячка, была дочерью обер-полицмейстера из Екатеринбурга. В связи со служебной деятельностью отца, семья часто переезжала с места на место, поэтому дочь не получила полноценного образования. Она урывками посещала различные учебные заведения, готовясь к экзаменам с гувернантками. Стихи будущая поэтесса начала писать с семи лет. Она много читала, вела обширные дневники, охотно переписывалась с друзьями отца.

Боязнь наследственности к чахотке у детей от отца, после смерти мужа, Анастасия Гиппиус решила переехать с дочерьми в Ялту.  Поездка в Крым  предоставила Зинаиде заниматься любимыми вещами: верховой ездой и литературой. Позже семья переезжает в Тифлис, к брату Александру.

В 1888 г. Зинаида вместе с матерью отправилась на дачу в Боржом. Здесь она познакомилась с Д. С. Мережковским, и стала его женой, с которым прожила «52 года, не разлучаясь… ни на один день». Гиппиус была ему преданным духовным спутником, соучастником и вдохновителем его религиозно-философских идей.

Свой путь писателя Гиппиус начала как поэт. Ярким и спорным был ее первый поэтический дебют. Два стихотворения «Песня» и «Посвящение», опубликованные в журнале, отражали общую ситуацию пессимизма и меланхолии того времени и  сразу же получили скандальную известность. Стихи Гиппиус писала "для себя" и творила их, по ее словам, «словно молитву». Стихотворение  «Любовь одна" - одно из лучших сочинений о любви,  было переведено на немецкий язык. Понятие любви Гиппиус - это поиск гармонии, попытка соединить "две бездны", небо и землю, дух и плоть, временное и вечное в одно единое целое. В прозе же она сознательно ориентировалась на общий эстетический вкус. В этом проявилась характерная для Гиппиус яркая двойственность ее личности.

Первой заметной публикацией в прозе стал ее небольшой рассказ "Простая жизнь", затем сборники рассказов "Новые люди" и "Зеркала", которые вызвали раздражение и резкое неприятие со стороны критиков.  По мнению Гиппиус, все лучшие рассказы, которые она написала, вошли в сборник  "Лунные муравьи".

Гиппиус была признанным литературным мэтром, хозяйкой литературного салона. Квартира Мережковских в доме «Мурузи» стала важным центром религиозно-философской и общественной жизни Петербурга, посещение которого считалось почти обязательным для молодых мыслителей и писателей. Все посетители салона признавали авторитет Гиппиус, однако, испытывали и неприязнь к хозяйке салона, видя в ней высокомерие, нетерпимость и склонность к экспериментам с их участием. Она предъявляла к поэзии высокие требования религиозного служения красоте и истине и  в своих оценках была предельно откровенна и резка. Это был последний и самый влиятельный из всех известных петербургских салонов.

В 1911г. Гиппиус публикует роман-трилогию: "Чертова кукла", "Очарование истины", "Роман-царевич". Роман вызвал острые споры и в целом негативную реакцию критики за "клевету" на революцию и за слабое художественное воплощение. Она также заявила о себе и как драматург. Драма "Зеленое кольцо", была поставлена в Александрийском театре и оказалась самой удачной, посвященной молодым, "зеленым" людям "завтра". Наиболее ценная часть художественного наследия представлена ею пятью стихотворными сборниками.

После революции Мережковские переезжают жить во Францию. Непримиримость к большевистской России осложнила её отношения со многими русскими эмигрантами.  Но и здесь она организовывала литературные «воскресенья», общество «Зеленая лампа», собиравшее представителей разных поколений эмигрантов и сыгравшее видную роль в интеллектуальной жизни первой волны эмиграции. Собрания "Зеленой Лампы" проводились для избранных, на них приглашались только по предварительным спискам. На собраниях часто бывали И. А. Бунин с супругой, Б. К. Зайцев, Л. Шестов, Г. Федотов.  В  конце 1941г. умирает Мережковский, следом за ним - сестра Анна. Гиппиус тяжело переживает смерть близких ей людей. 

Дневники Гиппиус, произведение Бунина «Окаянные дни», очерки Ходасевича и рисунки Добужинского «Петербург в 1921 году» - вот и всё, что оставил нам мир искусства и литературы в качестве документов той эпохи. Именно поэтому дневники Гиппиус 1917 г. и приобрели такую известность. Революция полностью изменила не только жизнь, но и духовный мир Гиппиус. Из всей русской интеллигенции она из немногих оказалась самой непримиримой к ней.

Гиппиус писала  не только стихи, прозу, пьесы, публицистику, выступала как литературный критик и философ, но главным её дарованием было искусство общения, таинственная способность вести долгие многочасовые беседы с любым количеством участников так, что скучно никогда и никому не было.

     Зинаида Николаевна Гиппиус умерла 9 сентября 1945 г. в Париже. Она была похоронена рядом с мужем на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа, на котором покоятся писатели И. Бунин, А. Ремизов, И. Шмелев, великие князья Гавриил и Андрей Романовы,  художники З. Серебрякова, К. Сомов, кинорежиссер А. Тарковский,  Князь Феликс Юсупов и многие другие.

Поэзия

Проза

Материал подготовила зав. сектором Л.Н. Боровинская