Марина Ивановна Цветаева родилась 8 октября 1892 г. в Москве. Ее отец - профессор университета, авторитетный филолог и искусствовед. Мать - пианистка и мечтала, чтобы дочка пошла по ее стопам.
Будучи одаренным ребенком, Марина в 6 лет стала сочинять стихи, в том числе, и на немецком, и французском. Детство девочки связано с Москвой и Тарусом. Начальное образование она получила в частной женской гимназии в Москве. Мать тяжело болела, поэтому семья много времени проводила в Швейцарии, Италии, Германии. В пансионах этих стран М. Цветаева продолжила свое образование.
Дебютный стихотворный сборник - «Вечерний альбом» - увидел свет осенью 1910г. Он был опубликован за собственные средства и одобрен такими известными людьми, как Н. Гумилев, В. Брюсов и М. Волошин. В том же году появилась первая литературно-критическая статья Цветаевой. На даче М. Волошина она знакомится со своим будущим супругом Сергеем Эфроном. Вскоре у них рождается старшая дочь Ариадна.
Послереволюционные годы и период гражданской войны стали чрезвычайно сложными в биографии поэтессы. Из-за голода и лишений семья была вынуждена отдать в приют младшую дочь, которая там и умерла. Сергей Эфрон ушел в белую добровольческую армию, и на долгое время о нем ничего не было известно. Цветаева с дочерью жили в голоде, холоде и страдали от одиночества. В литературной среде Цветаева была сама по себе, так как статус супруги белого офицера вынуждал жить в постоянном напряжении, и положение еще усугублялось ее прямотой и резкостью характера. Она писала произведения, сочувствующие белому движению (цикл «Лебединый стан»).
После разгрома армии Деникина Сергей Эфрон обосновался в Праге и поступил в местный университет. В 1922г. Цветаева с дочерью получили разрешение выехать за границу. Семья воссоединилась. Годы эмиграции были наполнены всевозможными проблемами, постоянной нуждой и сильной ностальгией. За весь период эмиграции самым приятным периодом стало время пребывания в Чехии. Она влюбилась в эту страну, именно там родился их сын Георгий. Подъем наблюдался и в творчестве, был опубликован целый ряд книг: «Стихи к Блоку», «Царь-девица», «Психея» и др.
В 1925г. Эфрон и Цветаева переехали в Париж. Жизнь в этом городе вновь принесла разочарование, это было связано с деятельностью ее супруга. Эфрона обвиняли в том, что он являлся агентом НКВД, принимал участие в заговоре против сына Троцкого, Седова. Несмотря на это, в эмиграции было написано большинство ее сочинений. Это были не только стихи и поэмы, но и эссе, очерки мемуарного характера, трагедии, воспоминания о А. Белом, М. Волошине, М. Кузмине. В то время проза пользовалась в эмигрантской среде большей популярностью, нежели стихи, и в большинстве своем творения эмигрантских лет не были изданы.
Сама Цветаева определяла причину преследовавших ее неудач в эмиграции тем, что она была и оставалась исконно русским по духу человеком. Отношения с эмигрантами у нее не складывались во многом из-за ее независимости, фанатичного увлечения поэзией, бескомпромиссности. Ее, жившую с семьей в крайней нужде, практически некому было поддержать.
Первой разрешили возвратиться в Москву дочери. Следом покинул Францию муж Цветаевой, а сама поэтесса прибыла в Советский Союз в 1939 г. Однако радость от возвращения на родину была недолгой: арестовали дочь и мужа. Сергея Эфрона расстреляли, а дочь была надолго сослана в лагеря (реабилитировали ее только в 1955 г.). Цветаева вновь осталась в полном одиночестве с сыном. У нее не было ни жилья, ни работы. Источником существования служили лишь периодические выплаты за переводы, которые стали главным занятием Цветаевой.
Во время Великой Отечественной войны поэтессу с сыном отправили в эвакуацию в г. Елабуга. Цветаева хотела перебраться в Чистополь, где проживали многие писатели, даже нашла работу посудомойки в столовой, но совет писательских жен отказал ей, заподозрив ее в шпионаже, поэтому ей пришлось вернуться в Елабугу.
Полное одиночество, огромная моральная и физическая усталость, отсутствие более-менее сносных условий существования, ответственность за сына, постоянное наблюдение НКВД - сломили ее дух. 31 августа 1941 г. в доме, где она временно поселилась с Георгием, ее обнаружили повешенной. В трех предсмертных записках, предназначенных разным адресатам, она объясняла свой поступок невозможностью нести этот крест и просила не оставить без помощи ее сына. Елабуга стала ее последним пристанищем, где 2 сентября 1941 г. ее похоронили на Петропавловском кладбище, причем доподлинно неизвестно, где точно находится ее могила.
Цветаева Марина Ивановна - представительница поэзии Серебряного века, величайшая русская поэтесса ХХ века, прозаик, литературный критик, переводчица, и просто замечательная женщина с трагической судьбой. Она подарила миру красивейшую поэзию. Искреннюю, непосредственную и пронзительную…
БИБЛИОГРАФИЯ:
Сборники стихов Марины Цветаевой:
1910г. - «Вечерний альбом»
1912г. - «Волшебный фонарь», вторая книга стихов
1913г. - «Из двух книг», Изд. «Оле-Лукойе»
1913-15гг. - «Юношеские стихи»
1922г. - «Стихи к Блоку» (1916—1921)
1922г. - «Конец Казановы»
1920 г. - «Царь-девица»
1921г. - «Вёрсты»
1921г. - «Лебединый стан»
1922г. - «Разлука»
1923г. - «Ремесло»
1923г. - «Психея. Романтика»
1924г. - «Молодец»
1928г. - «После России»
Сборник 1940 года
Поэмы Марины Цветаевой:
1914г. - Чародей |
1921г. - На Красном Коне |
1924,1939гг. - Поэма Горы |
1924г. - Поэма Конца |
1925г. - Крысолов |
1926г. - С моря |
1926г. - Попытка комнаты |
1926г. - Поэма Лестницы |
1927г. - Новогоднее |
1927г. - Поэма Воздуха |
1928г. - Красный бычок |
1929г. - Перекоп |
1930г. - Сибирь |
Поэмы-сказки Марины Цветаевой:
1920г. - Царь-Девица |
1922г. - Переулочки |
1922г. - Мо́лодец |
Незавершённые поэмы Марины Цветаевой: Егорушка. Несбывшаяся поэма. Певица. Автобус. Поэма о Царской Семье.
Драматические произведения Марины Цветаевой:
1918г. - Червонный |
1918г. - Метель |
1918г. - Фортуна |
1918-1919гг. - Приключение |
1919г. - Пьеса о Мэри (не завершена) |
1919г. - Каменный Ангел |
1919г. - Феникс |
1927г. - Федра |
Проза Марины Цветаевой:
«Живое о живом». «Пленный дух». «Мой Пушкин». «Пушкин и Пугачёв». «Искусство при свете совести». «Поэт и время». «Эпос и лирика современной России». Воспоминания об Андрее Белом, Валерии Брюсове, Максимилиане Волошине, Борисе Пастернаке и др.
Мемуары
«Мать и музыка». «Сказка матери». «История одного посвящения». «Дом у Старого Пимена».
«Повесть о Сонечке».
Материал подготовила зав. сектором художественного абонемента Л.Н. Боровинская