«Боровичский листок»

1906

 

                 «Боровичский листок» (1906) – еженедельная политико-экономическая и литературная газета. Любопытен тот факт, что она возникла через месяц после «Новгородской недели» (1906). Издателем выступил купец А.И. Гомзин, владелец собственной типографии, а контора для приема объявлений располагалась в его магазине на углу Екатерининской и Бежецкой улиц. Редактором был М.П. Чучанов. Редакция также располагалась неподалеку от торгового и делового центра  города, на Георгиевской улице.

В передовице газеты сообщалось: «В тяжелое, безрадостное время начинает выходить в свет наша газета. Поборники тьмы и народного безнравия поднимают головы и радостно приветствуют зловещие раскаты черного смеха реакции, а изголодавшаяся многострадальная беднота, заявившая – было о своих правах, с подавленным стоном пугливо прячется в безопасные уголки». Автор обличал власти, «усмиряющие» бунтующий народ с помощью пулеметов, видел пухнущих с голоду крестьян, безработных в городах, и также уповал на то, что Манифест 17 октября сможет изменить сложившуюся ситуацию в стране. Свою программу «Боровичский листок» излагал так: «Выпуская газету, мы и надеемся послужить святому делу окончательного раскрепощения русского общества об руку со всем идейным и честным, что есть на Руси, призывая своих читателей к тем волшебным огонькам, что мелькают впереди».

О том, что издание первой газеты в Боровичах (до этого в уезде публиковались лишь «Доклад боровичской уездной земской управы очередному земскому собранию») было тщательно спланировано и подготовлено, можно судить по первому выпуску. Был собран и заявлен коллектив первых авторов: Е.В. Аничков, профессор-доцент А.Г. Генкель, Я.И. Душечкин, А.А. Журавлев, Б.А. Журавлев, Легкий (псевдоним), Н.А. Макшеева, А.В. Тыркова и другие.

Закономерно предположить, что издатель рассматривал газету как выгодное вложение средств. Стоимость одного номера составила 5 копеек (с этой же цены начиналась «Новгородского неделя», потом цена упала до 4 копеек), а подписная цена была значительно дороже, чем в губернском центре – 1 рубль 50 копеек без доставки против 1 рубля 35 копеек. При этом оформление публикаций и рекламных текстов разнообразными игривыми шрифтами и графическими элементами будто подчеркивало, что газета адресована не только думающему, но и ценящему эстетику читателю.

Анализ названия также заставляет предположить, что издатель мыслил газету более в ряду популярных бульварных «Листков», рассказывающих столичные и местные сплетни, дающих обзор культурных событий и происшествий и печатающих частные объявления. Внешне это отчасти применимо к «Боровичскому листку». Но по сути газета имела социалистическую направленность. Попытку донести непопулярные идеи до читателей можно считать неудавшейся. Уже в апреле 1906 года с №7 газета переходит с четырех полос на две и в таком виде смогла просуществовать только до июля.

В первых выпусках «Боровичского листка» редактор целенаправленно проводил политику дискредитации «Союза русского народа»ю. В статье «В союзе истинно русских людей» А. Гордин поименно называл студентов Петербургского университета, которые пытались проводить в городе политическую пропаганду от партии, а также местного священника, «ярого подражателя и последователя Кронштадтского «батюшки» (речь шла об Иоанне Кронштадтском – С.К.). В дальнейших статьях выражалось опасение, что именно реакционеры, имевшие влияние на крупных боровичских промышленников, получат места на выборах в I Государственную Думу. Следующим логическим шагом в местной политической борьбе стала публикация анонимного письма от одного из членов «Союза русского народа», который пытался вежливо, но не совсем грамотно оправдать деятельность своих товарищей. На что редактор в издевательской манере ответил: «Полагаем, что письмо «истинно-русского» человека, печатаемого с соблюдением орфографии подлинника, ни в каких комментариях не нуждается».  Потому один из постоянных авторов газеты Иван Гудес с восторгом описывал в передовой статье «Минин и Пожарский современной России» провал националистов на выборах. Риторика его держится в границах общего редакционного курса – ироничность на грани со злорадством по отношению к оппонентам: «Умирают партии, газеты их прекращаются и только рептильные газетки, субсидируемые правительством, продолжают кликушествовать». Можно предположить, что Гудес сочувственно отнесся к победившим кадетам, пообещав рассказать о партии «народной свободы» (но заявленное продолжение публикации не состоялось).

Социалистические настроения «Боровичского листка» особенно остро проявились в передовице без подписи, посвященной открытию Государственной Думы. «С твердой надеждой шли крестьянские депутаты туда, где, по их мнению, они найдут правду и справедливость», - писал публицист. Он выступает в роли репортера, позволяя читателям увидеть первый день исторического события: как крестьяне участвуют в пышном параде в Зимнем дворце, как выступают на заседании, их речи отличаются логичностью, ясностью и краткостью. Здесь же был обозначен и конфликт «правительства с народом» и снова выражены опасения о влиянии черносотенцев на правящую элиту.

На роспуск I Думы «Боровичский листок» отреагировал в своей патетической манере. Публикация от 23 июля (в заголовке ошибочно указано 23 июня) утверждает, что «Россия мучительно прислушивается к тому, что сообщит телеграф». Ее автор обвиняет население в молчании, но при этом чувствует, что «внутри в низах, что-то зреет». Публицист пророчески пишет: «Крестьянство, терпеливо ждавшее от Думы разрешения земельного вопроса, еще не решило, что делать. Но уже и теперь есть основание думать, что оно при отсутствии этого сдерживающего клапана, не выдержит и страшною лавой ринется добывать себе землю… Дума еще только распущена, а на юге кое-где начались разгромы усадеб и экономий: «нам нечего ждать» - таков общий лозунг этой голодной, измученной массы…»

Редакция «Боровичского листка» большое внимание уделяла публикации художественных произведений. Их авторы ничуть не уступали новгородским в публицистической актуальности и злободневности.

При этом создатели «Боровчиского листка», несмотря на сравнительную отдаленность от губернского центра, понимали, что они не находятся в «информационном вакууме. Для них было важно осознание своей роли как стража порядка, оппозиции любой власти и ведение открытого диалога с читателем.

Характерна сценка «Газета и обыватели», открывающая публикацию целой переписки с недовольными читателями. В ней герой читает «Боровичский листок» и смеется над тем, как «ловко» пишут о некоем Иване Иваныче, который возмущен, увидев в хронике информацию о себе: «Про мой уважаемый огород, про мою капусту, которую вся моя семья питается, так непочтительно, о!!!!!». И требует опровержения. Резкость по отношению к боровичанам компенсировалась грубым тоном обывателей по отношению к газетчикам.

Жители отдаленных волостей новгородской губернии при помощи уездной газеты озвучивали и решали местные проблемы, при этом пристально следя и за развитием событий в столицах, куда они посылали своих избранников в надежде на лучшую жизнь.

Материалы и фото газеты подготовлены при поддержке гранта РГНФ и Новгородской области в рамках научного проекта № 16-14-53002 РГНФ «Уездные издания в системе печати Новгородской губернии (1837-1917): историко-типологическое исследование