Стратегии речевой репрезентации национальной идентичности в спортивном медиадискурсе

Speech representation strategies of national identity in sports media discourse

На основе анализа комментариев участников сообществ российских и немецких интернет-СМИ в социальных сетях «ВКонтакте» и „Facebook“ исследуется речевая репрезентация российской национальной идентичности. Рассматриваются интернет-сообщества представителей качественной прессы «Коммерсантъ» и „SPIEGEL ONLINE“, а также интернет-сообщества бульварных изданий „LIFE“ и „BILD“. В качестве материала для исследования выступают публикации на тему допингового скандала вокруг российских спортсменов в связи с летними Олимпийскими играми 2016 года. В ходе анализа комментариев выявлено, что во всех рассмотренных случаях российская идентичность преимущественно подвергается дискредитации. Обнаружены и некоторые отличия в зависимости от типа и национальной принадлежности интернет-издания. Для немецких комментариев наиболее характерна дискредитация, не связанная с конкретной национальностью, а направленная на мировой спорт и мировую политику в целом. Комментарии к публикациям в качественных СМИ обращаются к стратегии дискредитации несколько реже, чем комментарии к публикациям в бульварных изданиях.

Ключевые слова: стратегии репрезентации, национальная идентичность, речевая репрезентация, российская идентичность, медиадискурс, спортивный дискурс, дискурс допинга

The article studies the speech representation of Russian national identity. It analyzes comments in online communities of Russian and German media in the social networks “VKontakte” and “Facebook“. There are online communities of quality news websites „Kommersant“ and „SPIEGEL ONLINE“ and of tabloid news websites „LIFE” and „BILD“. We investigate comments to publications about Russia doping scandal in relation to the 2016 Summer Olympics. This study has found out that in all considered cases the discrediting strategy is the most popular strategy for representation of Russian national identity. There are some differences depending on type and national affiliation of each news website. The German comments use mostly the discrediting strategy not in relation to a specific nationality but to the world sports and world politics in general. Comments to publications in online communities of the quality news websites use the discrediting strategy less frequently than in online communities of the tabloid news websites.

Keywordsrepresentation strategies, national identity, speech representation, Russian identity, media discourse, sports discourse, doping discourse 

Article.PDF