Лингвистический аспект медикализации: постановка проблемы

 Linguistic aspects of medicalization: a problem statement

Вследствие постоянно растущего объема и сложности медицинских знаний, а также увеличения масштабов оказания населению медицинской помощи и услуг, дискурсивное пространство медицинского знания в последние десятилетия значительно расширило свои границы. В статье рассматривается феномен медикализации в лингвистике, под которой понимается распространение влияния медицины на коммуникативное пространство, что соотносится с общей тенденцией дистрибуции корпоративного знания, ранее доступного только узкому кругу «посвященных», с его переносом в другие типы дискурса. Медикализация представляет собой сложный коммуникативный процесс, который характеризуется целым рядом целей и задач. Доминирование одних целей над другими определяется участниками коммуникативного процесса (представителями медицинского, фармакологического, медийного сообществ, наивными потребителями). Следует различать медикализацию как информационный процесс, заключающийся в популяризации медицинских знаний с целью профилактики болезней и формирования у населения представления о здоровом образе жизни, правильном питании, и «медикализацию от коммерции», которая преследует коммерческие цели в ущерб здравоохранительным.

Ключевые слова: медикализация, лингвистика, наивная картина мира, медицинский дискурс

The paper explores research on medicalizationin linguistics that is dissemination of medical information.It corresponds with the general trend of distribution of corporate knowledge,with popularization of economic, technical information in modern discourses. Medicalization is a complex communicative process,characterized by a number of goals and objectives. They are mostly determined by the participants of the communicative process, socalled agents and clients of medicalization (representatives of the medical, pharmacological, and media communities, and patients).There is a great difference between medicalization as an informational process, aiming at medical knowledge dissemination to preventdisease and at shaping the image of a healthy lifestyle, and “commercial medicalization”, which pursues commercial goals. “Commercialmedicalization” is a communicative strategy through which a previously normal human condition becomes a medical problem in need oftreatment.

Keywords: medicalization, linguistics, naive world view, medical discourse

Article.PDF