В ИНПО прошел цикл мероприятий, посвященных 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне и Году литературы. Была развернута книжная выставка «Поклонимся великим тем годам» Великая Отечественная война в художественной литературе и поэзии». Студенты психолого-педагогического факультета 1-4 курсов: социальные педагоги, билингвалы, психологи, студенты кафедры дошкольного  образования  и кафедры музыки прослушали беседы, лекции, обзоры. Которые  позволили  им составить представление,  как о писателях старшего поколения, пришедшего на войну, чтобы писать о войне, так и  о плеяде послевоенных литераторов для которых военная проза и поэзия стали главной темой их литературной деятельности.

 

  В золотой фонд советской литературы,  созданный в годы войны вошли: «Русский характер» А. Толстого, «Наука ненависти» и «Они сражались за Родину» М. Шолохова, «Взятие Великошумска» Л. Леонова, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Непокорённые» Б. Горбатова, «Радуга» В. Василевской.  В первое послевоенное десятилетие появились произведения, которые принято за ярко выраженное стремление к всеобъемлющему изображению событий войны называть «панорамными»:  «Белая берёза» М. Бубённова,  «Битва при Берлине» Вс. Иванова, «Весна на Одере» Э. Казакевича, «Буря» И. Эренбурга,   «За власть Советов» В. Катаева..

Писатели так называемой «второй волны», писатели-фронтовики, вступили в большую литературу в  конце 1940-х – в 1960-е годы. Все четыре года войны они провели на переднем крае и были не просто очевидцами боёв и сражений, но и их непосредственными участниками. Уступая в литературном опыте, они имели определённые преимущества, так как познали войну из окопов «Это были люди, которые все тяготы войны вынесли на своих плечах - от начала её и до конца. Это были люди окопов, солдаты и офицеры; они сами ходили в атаки, до бешеного и яростного азарта стреляли по танкам, молча хоронили своих друзей, брали высотки, казавшиеся неприступными, своими руками чувствовали металлическую дрожь раскалённого пулемёта, вдыхали чесночный запах немецкого тола и слышали, как остро и брызжуще вонзаются в бруствер осколки от разорвавшихся мин» - писал Ю.  Бондарев

 Юрий Бондарев под Сталинградом жёг танки Манштейна. Артиллеристами были также Е. Носов, Г. Бакланов; поэт Александр Яшин сражался в морской пехоте под Ленинградом; поэт Сергей Орлов и писатель А. Ананьев — танкистами, горели в танке. Писатель Николай Грибачёв был командиром взвода, а затем командиром сапёрного батальона. Олесь Гончар воевал в миномётном расчёте; пехотинцами были В.Быков, И. Акулов, В. Кондратьев; миномётчиком - М. Алексеев; курсантом, а затем партизаном - К. Воробьёв; связистами - В. Астафьев и Ю. Гончаров; самоходчиком - В. Курочкин; десантником и разведчиком - В. Богомолов; партизанами - Д. Гусаров и А. Адамович...

«Именно глубокими личными потрясениями можно объяснить появление в первых книгах писателей-фронтовиков обнажённой правды войны. Книги эти стали откровением, какого ещё не знала наша литература о войне» (Б. Леонов) Ранние, произведения прозаиков этого поколения, такие, например, как «В окопах Сталинграда» В. Некрасова (1947), «Батальоны просят огня» (1957) и «Последние залпы» (1959) Ю. Бондарева, «Журавлиный крик» (1960), «Третья ракета» (1961) и все последующие произведения В. Быкова, «Южнее главного удара» (1957) и «Пядь земли» (1959), «Мёртвые сраму не имут» (1961) Г. Бакланова, «Крик» (1961) и «Убиты под Москвой» (1963) К. Воробьёва, «Пастух и пастушка» (1971) В. Астафьева, дают картину войны чрезвычайно ярко, высвечивая мельчайшие подробности фронтового быта, точно и сильно показывая самые напряжённые минуты - минуты боя. В их произведениях  усилился трагический акцент в изображении войны…  Но не сражения сами по себе интересовали этих художников. И писали они войну не ради самой войны. Показать человека, его внутренний, духовный мир, наиболее полно раскрывающийся в решающую минуту, - вот главное, ради чего брались за перо эти прозаики. Война в их произведениях утомительный каждодневный труд, труд тяжёлый, кровавый, но жизненно необходимый, и от этого, как его будет выполнять каждый на своём месте, в конечном счете, зависела победа. Их главные герои  солдаты и офицеры одного взвода, роты, батальона, полка. В их произведениях  нет  масштабных, широких картин войны, наполненных глобальным звучанием. «Узкая полоса через всю войну», так охарактеризовал  особенность этих произведений писатель-фронтовик А. Ананьев.

Серьёзными явлениями нашей литературы стали книги: «Живые и мёртвые» К. Симонова, «Истоки» Г.Коновалова, «Крещение» И. Акулова, «Блокада», «Победа» А.Чаковского, «Война» И. Стаднюка, «Всего одна жизнь» С.Барзунова, «Капитан дальнего плавания» А.Крона, «Полководец» В. Карпова, «Июль 41 года» Г.Бакланова, «Реквием каравану PQ-17» В. Пикуля.  Создавая свой художественный мир,  они в то же время  опирались на факты, на документы, на действительные исторические события. Смело вводили в повествование реальных лиц, стремились нарисовать картину войны, с одной стороны, как можно более широко и полно, а с другой - исторически предельно точно. Документы и художественный вымысел идут здесь рука об руку, являясь двумя основными слагаемыми. Их появление было вызвано усилившимися в общественном мнении требованиями объективно, в полном объёме представить степень подготовленности нашей страны к войне, причины и характер летнего отступления до Москвы, роль Сталина в руководстве подготовкой и ходом военных действий 1941-1945 годов и некоторые другие общественно-исторические «узлы». К этим проблемам существовал пристальный интерес, начиная от середины 1960-х годов до периода перестройки.

Особое место в военной литературе принадлежит поэзии. Поэтому заключительное мероприятие нашей выставки  поэтические чтения и круглый стол состоялись 20 апреля. Студенты, библиотекари и  преподаватели рассуждали о том, каково значение войны в жизни людей разных поколений, своих собственных семей и страны в целом,  вспоминали своих отцов, дедов и прадедов, слушали песни военных лет, читали стихи.

 

Звучали  стихи и погибших поэтов. «Они погибли слишком рано. Но не только эта трагическая судьба двадцатилетних поэтов волнует нас. Волнуют их стихи, даже тогда, когда мы осознаем их несовершенство» (Д. Самойлов). Волнуют потому, что в них цельно и неповторимо запечатлены мысли и чувства целого поколении. Звучали стихи многих мастеров, вернувшихся с войны и потом всю жизнь писавших о ней: Николая Асеева, Марка Лисянского, Эдуарда Асадова, Сергея Орлова, Михаила Кульчицкого, Михаила Исаковского, Константина Симонова,  Виктора Гончарова, Всеволода Рождественского… и стихотворение о войне, написанное студенткой-участницей круглого стола Дарьей Удаловой. Лиана  Коноваленко  читала стихи  Ю. Друниной и спела совершенно неизвестную, но удивительно щемящую и глубокую «Колыбельную», в которой мать, поющая ее малышу, рассказывает о  погибшем на войне отце. Прекрасно читали стихи студенты ППФ: Владимир Поденас, Ирина Гриневич, Виктория Ярошенко  и другие.

    Жаль только, что не так много студентов пришло, чтобы принять участие в поэтических чтениях, вспомнить о своих предках, отстоявших страну…- заняты, нелюбопытны, не любят поэзию, равнодушны? ...

Материал подготовила зав. отделом ОГиКПР научной библиотеки Н.И. Морылева