Содержание раздела

Классическая литература
Советская литература
Современная русская литература
Зарубежная проза
Литературоведение 

 КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Скучно жить, если не читать такие книги».

Д.Ю. Зимин

Публикуем интересную подборку отечественной и зарубежной классики. Здесь можно выбрать авторов, знакомых каждому по школьной программе, и заново прочитать, скажем, Толстого или Достоевского. Стоит обратить внимание на имена и творчество тех писателей, чьи произведения стали классикой в последние десятилетия. Список рекомендаций размещен по ссылке. 

СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

К 70-й годовщине Победы предлагаем читателю подборку лучших книг о Великой Отечественной войне.

Бек А. А. Волоколамское шоссе. — М., Воениздат, 1985. - 528 с.
"Возник   воображаемый    облик    командира    немецкой    группировки, скапливающейся  против  нас <...> Глаза, которые я видел в фантазии, - острые, жесткие,  немолодые,  -глаза, что могли зажигаться военным азартом, что могли с интересом подолгу вглядываться в карту, сейчас не были оживлены игрой ума,  не  поблескивали мыслью. Он,  немецкий  полковник  или  генерал,  презирал  меня,  презирал противостоящий ему батальон - несколько сот  красноармейцев,  загородивших на подступах к Москве  восемь  километров  фронта.  Он  скучал.  Война  на востоке была в его представлении выиграна, дорога  в  Москву  открыта.  Он пренебрегал нами, он не удостаивал нас усилиями мозга..."

Некрасов В. В окопах Сталинграда. СПб, Амфора, 2005. - 360 с.
"Хуже нет - лежать в  обороне. Каждую ночь поверяющий. И у каждого  свойвкус. Это уж обязательно. Тому окопы слишком узки, раненых трудно выносить ипулеметы  таскать.  Тому -  слишком  широки,  осколком  заденет. Третьему  -брустверы низки: надо ноль сорок, а у вас, видите, и двадцати нет. Четвертый приказывает  совсем  их срыть - демаскируют, мол. Вот  и угоди  им  всем.  Адивизионный инженер и  бровью не поводит. За две недели один раз только был,и то  галопом  по передовой пробежал, ни  черта толком не сказал. А я каждый раз заново начинай и выслушивай - руки по швам - нотации командира полка:     "Когда же вы, уважаемый товарищ инженер, научитесь по-человечески окопы рыть?.."

Гроссман В. Жизнь и судьба. М., "Книжная палата", 1990. - 672 с.
"Война ускорила  процесс  переосмысливания  действительности,  подспудно шедший уже в довоенное время, ускорила проявление национального  сознания,- слово "русский" вновь обрело живое содержание.Сперва, в пору отступления, это  слово  связывалось  большей  частью  с отрицательными определениями: российской отсталости, неразберихи, русского бездорожья, русского "авось"...  Но,  проявившись,  национальное  сознаниеждало дня военного праздника.Государство также шло к самосознанию в новых категориях...".



Бакланов Г.Я. Пядь Земли. М.: Советская Россия, 1989. - 766 с.
"Жизнь  на  плацдарме начинается  ночью. Ночью мы вылезаем  из  щелей  и блиндажей, потягиваемся, с  хрустом разминаем суставы. Мы ходим  по земле во весь рост, как  до войны ходили по земле люди, как  они будут  ходить  после войны.  Мы ложимся  на  землю и дышим всей  грудью. Роса уже пала,  и ночнойвоздух  пахнет  влажными  травами. Наверное, только на войне так  по-мирному пахнут травы..." .

Бондарев Ю. В. Горячий снег. М., Советский писатель, 1970. - 384 с.
"В сгустившихся сумерках без особой охоты, с вялой неповоротливостью подымались солдаты. Отовсюду доносился кашель, кряхтенье, порой ругань. Расчеты, недовольно вставая к орудиям, разбирали положенные на станины винтовки и карабины, поминая Богом кухню и старшину. А ездовые зло снимали торбы с морд жующих лошадей, локтями замахиваясь на них: "Но, дармоеды, все бы вам жрать!" Впереди начали постреливать выхлопами, загудели моторы — по улице медленно вытягивались для движения гаубичные батареи...".
Астафьев В. П. Избранное: ПРОКЛЯТЫ И УБИТЫ : Роман. М.: ТЕРРА, 1999. - 640 с. 
"Когда новобранцев выгоняли из вагонов какие-то равнодушно-злые люди в ношеной военной форме и выстраивали их подле поезда, обляпанного белым, разбивали на десятки, затем приказали следовать за ними, новобранцы все вертели головами, стараясь понять: где поют? кто поет? почему поют? Лишь приблизившись к сосновому лесу, осадившему теплыми вершинами зимний туман, сперва черно, затем зелено засветившемуся в сером недвижном мире, новобранцы увидели со всех сторон из непроглядной мглы накатывающие под сень сосняков, устало качающиеся на ходу людские волны, соединенные в ряды, в сомкнутые колонны. Шатким строем шагающие люди не по своей воле и охоте исторгали ртами белый пар, вослед которому вылетал тот самый жуткий вой, складываясь в медленные, протяжные звуки и слова, которые скорее угадывались, но не различались: «Шли по степи полки со славой громкой», «Раз-два-три, Маруся, скоро я к тебе вернуся»...".
Полевой Борис . Мы - советские люди. М., "Детская литература", 1980. - 148 с.
От автора: "В этой книге нет вымысла. Мне не приходилось искать сюжет, выдумывать характеры. Проскитавшись четыре года Великой Отечественной войны по фронтам в качестве военного корреспондента «Правды», я познакомился с сотнями самых различных советских людей, проявивших беспримерную храбрость, мужество, стойкость воли, великую необоримость духа <...> В эту книгу я собрал рассказы о тех, чья судьба кажется мне наиболее интересной. Это не выдуманные герои. Это солдаты, офицеры, рабочие, крестьяне, интеллигенты. Это вооружённые советские люди, защищавшие свою Родину. Большинство имён и названий в этой книге подлинные. Каждый действующий в ней человек живёт или жил. Это книга о простых, о маленьких, о великих советских людях, которых ни сломить, ни покорить нельзя...".
Распутин В. Г. Живи и помни /Избранные произведения: В 2-х т./ В. Г. Распутин; [худож. Б. Маркевич]. Т. 2: Живи и помни ; Прощание с Матёрой : повести; Рассказы/ В. Г. Распутин. М., Мол. гвардия, 1984. - 446 с.
"Летом сорок четвертого года, когда прямо перед носом зачехленной уже, готовой к переезду батареи выскочили немецкие танки, Гуськова ранило совсем не легонько. Почти сутки он не приходил в себя. А когда очнулся и поверил, что будет жить, утешился: все, отвоевался. Теперь пусть воюют другие. С него хватит, он свою долю прошел сполна. Скоро ему не поправиться, а после, когда встанет на ноги, должны отпустить домой. Все - плохо ли, хорошо ли, но уцелел <...> После войны наступит другой свет и другой мир для всех, для всех, а для них - особенно. Ничего они до войны не понимали, жили, не ценя, не любя друг друга, - разве так можно?!". 
Владимов Г. Генерал и его армия. М., Эксмо, 2007. - 608 с.
"Вовсе не в отчаянном положении, не в кольце охвата, не под дулами заградотряда, но часто в успешном наступлении, в атаке человек делал бессмысленное, непостижимое: бросался врукопашную один против пятерых, или, встав во весь рост, бросал одну за другой гранаты под движущийся на него танк, или, подбежав к пулемётной амбразуре, лопаткой рубил прыгающий ствол — и почти всегда погибал. Опытный солдат, он отметал все шансы уклониться, выждать, как-нибудь исхитриться. Было ли это в помешательстве, в ослепляющем запале, или так источил ему душу многодневный страх, но слышали те, кто оказывались поблизости, его крик, вмещавший и муку, и злобное торжество, и как бы освобождение... А накануне — как припоминали потом, а может быть, просто выдумывали — бывал этот человек неразговорчив и хмур, жил как-то невпопад, озирался непонятным, в себя упрятанным взглядом, точно уже провидел завтрашнее...". 

СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Хемлин М. Дознаватель. М., Астрель, 2012. - 416 с.
В новом романе "Дознаватель", как и во всех ее книгах, за авантюрным сюжетом скрывается жесткая картина советского быта тридцатых-пятидесятых годов ХХ века.
1952 год. В провинциальном украинском городе убита молодая женщина. Что это - уголовное преступление или часть политического заговора? Подозреваются все. И во всем. "Дознаватель" - это неповторимый язык эпохи и места, особая манера мышления, это судьбы, рожденные фантасмагорическими обстоятельствами реальной жизни, и характеры, никем до этого в литературе не описанные.
Маргарита Хемлин заставляет своих героев произносить вслух то, о чем другие боятся и думать. Сразу после публикации первых повестей критика назвала ее "большим писателем".

Дмитриев А. Крестьянин и тинейджер. М., Время, 2013.
- 320 с.

С каждым новым романом превосходный стилист, мудрец и психолог Андрей Дмитриев ("Закрытая книга", "Дорога обратно", "Поворот реки", "Бухта радости") сокращает дистанцию между своими придуманными героями и реальными современниками. В "Крестьянине и тинейджере" он их столкнул, можно сказать, вплотную - впечатление такое, что одного ("тинейджера") только что повстречал на веселой Болотной площади, а другого ("крестьянина") - в хмурой толпе у курской электрички. "Два одиноких человека из параллельных социальных миров должны зажечься чужим опытом и засиять светом правды. Вот только с тем, что он осветит, им будет сжиться труднее, чем друг с другом" (Валерия Пустовая).
Решением жюри конкурса "Русский Букер" роман признан лучшим русским романом за 2011 и 2012 годы. Роман удостоен также премии "Ясная Поляна" и вошел в короткий список премии "Большая книга" (2012).

Гуцко Д. Бета-самец. М., Астрель, 2013. - 480 с.
Читателю со стажем новый роман Дениса Гуцко покажется старым знакомым из давно канувших лет. Тема неучаствующего участника жизни – центральная в прозе Ю. Трифонова, В. Маканина, Р. Киреева, А. Битова, – Но герой интеллигент 70-х маялся непроживаемой жизнью в принципе, он словно завяз в трясине, зачарованно погружаясь на ее дно, или так же зачарованно по общей «реке жизни» в туманную вялотекущую бесконечность. Главный герой романа Александр Топилин вполне доволен жизнью. Ему сорок лет, он неженат и живет без обязательств. Он совладелец доходного бизнеса, его друг и партнёр Антон Литвинов - сын министра. Всё схвачено, все двери открыты. Топилин согласен оставаться на вторых ролях, играть по чужим правилам. Он - классический Бета-самец. Однажды Литвинов насмерть сбивает человека, и Топилин "улаживает формальности". Это события не его жизни, но именно сейчас он может всё изменить. Нужно только решить, оставаться ли тем, кто он есть сейчас, или попытаться сыграть первым номером… 

Алексиевич С. Время Second hand. Конец красного человека. М., Время, 2015. - 512 с.
Завершающая, пятая книга знаменитого художественно-документального цикла Светланы Алексиевич "Голоса Утопии".
"У коммунизма был безумный план, - рассказывает автор, - переделать "старого" человека, ветхого Адама. И это получилось… Может быть, единственное, что получилось. За семьдесят с лишним лет в лаборатории марксизма-ленинизма вывели отдельный человеческий тип - homo soveticus. Одни считают, что это трагический персонаж, другие называют его "совком". Мне кажется, я знаю этого человека, он мне хорошо знаком, я рядом с ним, бок о бок прожила много лет. Он - это я. Это мои знакомые, друзья, родители. Несколько лет я ездила по всему бывшему Советскому Союзу, потому что homo soveticus - это не только русские, но и белорусы, туркмены, украинцы, казахи…". Монологи, вошедшие в книгу, десять лет записывались в поездках по всему бывшему Советскому Союзу...".

Волос А . Возвращение в Панджруд. М., Объединенное Гуманитарное издательство, 2013. - 640 с.
Главный герой романа — великий таджикско-персидский поэт Абу Абдаллах Джа-фар ибн Мухаммад Рудаки (858-941). Андрею Волосу удалось создать выпуклый, яркий образ, наделенный неповторимыми чертами живого человека, ясно различимый во тьме разделяющих нас веков. Длинна дорога от Бухары до Панджруда, особенно если идти по ней предстоит слепому старику. Счастье, что его ведет мальчик-поводырь — где найти лучшего провожатого? Шаг за шагом преодолевают они назначенный им путь, и шаг за шагом становится ясно, что не мальчик зряч, а старик; и не поводырь ведет слепого, предостерегая от неожиданностей и опасностей пути, а слепой — поводыря, мало-помалу раскрывая перед ним тайны жизни...



Тарковский Михаил. Тойота Креста. ИД "Историческое наследие Сибири", 2009. - 384 с.
Действие повести «Тойота-креста» охватывает всю Россию от Москвы до Курильских островов. Мужское и женское, московское и российское вступают в спор при встрече столичной медиадевушки и сибирского водителя. 

Новиков Дмитрий. Муха в янтаре. СПб., Геликон Плюс, 2003. -  212 с.
Фабула рассказа исключительно проста. Пятеро молоденьких матросов во главе с лейтенантом сходят на берег, чтобы выполнить какое-то поручение начальства. Но писатель фокусирует в этом эпизоде такие пространственно-временные образы, что и сами матросики становятся мифическими богатырями, укрупняются, каждое их движение, каждое слово исполнено смысла и значения. И в этом секрет Новикова: он словно владеет огромной линзой, позволяющей разглядывать душевные движения самых обыкновенных людей, соотносить их с Временем и Космосом и извлекать отсюда философские обобщения, которые сами по себе не были бы столь интересны, если бы не опирались на достовернейшую фактуру, самый строгий реализм и знание жизни.

Крусанов Павел. Укус ангела. СПб., Амфора, 2003. - 288 с.
Процветающая Российская Империя в результате восстания, учинённого легендарной воительницей Надеждой Мира, оказалась рассечена на две части, во главе которых встали два консула. Так продолжалось до тех пор, пока в родовом имении Некитаевых, что под Порховом, не родился ребёнок по имени Иван — тот, кого люди впоследствии именовали «Чумой»...


 

Садулаев Герман. Шалинский рейд. М., Ад Маргинем Пресс, 2010. - 304 с.
 В своем новом романе Герман Садулаев возвращается к чеченской теме, с которой он и дебютировал в литературе. "Шалинский рейд" - полудокументальная, полухудожественная история одной военной операции, случившей в Чечне в ходе второй войны. Главный герой - Тамерлан Магомадов, учившийся еще в Ленинградском государственном университете на юриста, возвращается домой, в село Шали. Через его судьбу и судьбу его друзей и близких проходит кровавое колесо независимой Ичкерии и федеральной единой России. Маленький человек может рассказать о том, о чем молчат газетные сводки. И иногда его роль в большой Истории становится решающей

Данелия Георгий. Кот ушел, а улыбка осталась. М.: ЭКСМО, 2014. -  416 с.: ил.
«Между прочим. Хотелось бы, когда я окажусь там, чтобы кто-нибудь, прочитав эти книги сказал: «Кот ушел, а улыбка осталась» (Г. Данелия).
Обладатель всех мыслимых и немыслимых премий и наград, автор, наверное, самого элегантного кино, рассказывает истории как он и его друзья делали кино, а в целом – то книга о нашей жизни. Г. Данелия тактично совмещает иронию и грусть в своих рассказах-байках. Такое умение всегда отличает большого мастера, который до сих пор не утратил детское восприятие мира и очень любит людей и жизнь.

Материал подготовила завсектором научной библиотеки НовГУ Л.Н. Наздрюхина 

Сорокин Владимир . Теллурия. М.,Corpus2013. - 448 с.
Новый роман Владимира Сорокина «Теллурия» требует от читателя усидчивости и умственной работы.
Каждая глава – отдельный короткий рассказ со своими, никак не пересекающимися персонажами, как всегда у Сорокина – без начала и конца, без каких-то объяснений происходящего: об этом читатель должен догадаться самостоятельно и сложить из разрозненных кусков общую картину мира. Она получается безрадостная: после ряда событий мир преображен, Россия распалась на отдельные государства – Рязанское, Московское, Соединенные Штаты Урала и т.д. В Европе тоже всё не слава богу. Никакого единства нет ни в мире, ни в головах. Главная ценность этого нового мира – теллуровые гвозди. Они стоят дорого, но зато, если забить гвоздь в голову, ощутишь такое, за что никаких денег не жалко, поэтому о гвозде мечтают все, а плотник, специалист по забиванию их в черепа, – почетнейшая профессия...Книга входила в шорт-лист  литературной премии «БОЛЬШАЯ КНИГА» за 2014 год.

Прилепин Захар. Обитель. АСТ, 2014.- 752 с.
Премию за первое место в литературном конкурсе «Большая книга» за 2014 г. получил Захар Прилепин с романом «Обитель». Второе место досталось Владимиру Сорокину с романом «Теллурия». Далеко не все читавшие оба романа согласны именно с таким распределением мест. Здесь отразилась извечная борьба «литературы факта» и «литературы вымысла». Сорокин моделирует свою литературную вселенную из полностью вымышленных образов и положений, образы Прилепина имеют под собой реальную историческую основу. Весь фактический материал, положенный в основу романа так или иначе можно отыскать в интернете. Но Прилепин не пересказывает нам историю существования Соловков, а художественным словом заново организует достаточно известные факты.

Рецензия профессора Т. В. Игошевой на роман "Обитель" здесь.

  

ЗАРУБЕЖНАЯ ПРОЗА

Фрай С. Теннисные мячики небес. М., Фантом Пресс, 2007. - 512 с.
"Теннисные мячики небес" - это изощренная пародия и переложение на современный лад "Графа Монте-Кристо", смешная, энергичная и умная книга, достойная оригинала. Стивен Фрай не эксплуатирует знаменитый роман Дюма, но наполняет его новыми смыслами и нюансами.
Нед Маддстоун - баловень судьбы. Он красив, умен, богат и даже благороден. У него есть любящий отец и любимая девушка. Но у него есть и враги. И однажды злая школярская шутка переворачивает жизнь Неда, лишает его всего: свободы, любви, отца, состояния. Отныне вместо всего этого у него - безумие и яростное желание отомстить. 
Акройд П. Журнал Виктора Франкенштейна. М., Астрель, Corpus, 2010. - 480 с.
Захватывающий роман-миф, взгляд из двадцать первого века на историю, рассказанную почти двести лет назад английской писательницей Мэри Шелли. Ее книга "Франкенштейн, или Современный Прометей" прогремела в свое время на весь мир. Питер Акройд переосмыслил сюжет Мэри Шелли. Повествование он ведет от лица главного героя - создателя знаменитого монстра. 
В начале XIX столетия Виктор Франкенштейн, студент Оксфорда, используя новейшие достижения науки, решается на роковой эксперимент: он пытается с помощью электричества реанимировать мертвое тело. В результате возникает существо, обладающее сверхчеловеческими возможностями, которое чудовищным образом мстит своему создателю. 
Сеттерфилд Диана. Тринадцатая сказка. СПб., Азбука-классика, 2007. - 464 с. 
Маргарет Ли работает в букинистической лавке своего отца. Современности она предпочитает Диккенса и сестер Бронте. Тем больше удивление Маргарет, когда она получает от самой знаменитой писательницы наших дней Виды Винтер предложение стать ее биографом. Ведь ничуть не меньше, чем своими книгами, мисс Винтер знаменита тем, что еще не сказала ни одному интервьюеру ни слова правды. И вот перед Маргарет, оказавшейся в стенах мрачного, населенного призраками прошлого особняка, разворачивается в буквальном смысле слова готическая история сестер-близнецов, которая странным образом перекликается с ее личной историей и постепенно подводит к разгадке тайны, сводившей с ума многие поколения читателей, - тайне "Тринадцатой сказки"…
Барнс Джулиан. Предчувствие конца. М., Эксмо; СПб., Домино, 2012. - 240 с. 
Впервые на русском — новейший роман, пожалуй, самого яркого и оригинального прозаика современной Британии. Роман, получивший в 2011 году Букеровскую премию.
В класс элитной школы, где учатся Тони Уэбстер и его друзья Колин и Алекс, приходит новенький — Адриан Финн. Неразлучная троица быстро становится четверкой. После школы четверо клянутся в вечной дружбе — и надолго расходятся в разные стороны; виной тому романтические переживания и взрослые заботы, неожиданная трагедия и желание поскорее выбросить ее из головы… И вот постаревший на сорок лет Тони получает неожиданное письмо от адвоката и, начиная раскручивать хитросплетенный клубок причин и следствий, понимает, что прошлое, казавшееся таким простым и ясным, таит немало шокирующих сюрпризов…                                     

Исигуро Кадзуо. Не отпускай меня. М., Эксмо, 2006. -  352 с.
Роман-антиутопия британского писателя японского происхождения Исигуро Кадзуо "Не отпускай меня" интригует с первых страниц недосказанностью сюжета и чужого мира, мира возможного будущего. Но по ходу повествования, читателю открывается все больше и больше странных и жутковатых подробностей.

Тридцатилетняя Кэти вспоминает свое детство в привилегированной школе Хейлшем, полное странных недомолвок, половинчатых откровений и подспудной угрозы...

Хоссейни Халед. Бегущий за ветром. М., Фантом Пресс, 2008. - 448 с. 
Ошеломляющий дебютный роман, который уже называют главным романом нового века, а его автора - живым классиком. "Бегущий за ветром" - проникновенная, пробирающая до самого нутра история о дружбе и верности, о предательстве и искуплении. Нежный, тонкий, ироничный и по-хорошему сентиментальный, роман Халеда Хоссейни  стал одним из самых ярких явлений в мировой литературе последних лет. В названии своей книги писатель вспоминает традиционную забаву афганских мальчишек - сражения бумажных змеев. Победить соперников и остаться в одиночестве парить в бездонном синем небе - настоящее детское счастье. Ты бежишь за змеем и ветром, как бежишь за своей судьбой, пытаясь поймать ее. Но поймает она тебя... 
 
Байетт Антония С. Детская книга. М., Эксмо, 2012. - 832 с.
"Детская книга" стала для Антонии Байетт своеобразным способом подытожить всё своё предыдущее творчество. В ней тесно сплетаются все темы, волновавшие писательницу на протяжении последних десятилетий. Её роман — это история про взросление и становление личности, про золотой век и конец эпохи, про декаданс и фабианство, про ар-нуво и литературную сказку, а ещё про сексуальность, судебный процесс над Оскаром Уайльдом, суфражисток. Многослойный и не похожий ни на что другое, этот роман понравится не только поклонникам Антонии Байетт, но и всем ценителям современной английской литературы. 
 
Уинтерсон Дженет. Хозяйство света. М., Эксмо, 2006. - 320 с.
После того, как маму юной Сильвер буквально сдувает с лица земли, девочка попадает к слепому и мудрому хранителю маяка Пью, который учит ее, что не дать свету угаснуть - это научиться рассказывать истории. И они увлекают девочку в глубины готического кошмара жизни священника Вавилона Мрака, где встречаются Роберт Луис Стивенсон и Чарлз Дарвин…
Один из самых противоречивых английских прозаиков Дженет Уинтерсон известна российскому читателю книгами "Тайнопись плоти", "Страсть" и "Пьеса для трех голосов и сводни". Ее магический роман "Хозяйство света" (2004) - гимн хаосу человеческого бытия и силе любви, неподвластной векам, впервые на русском языке. 
 

Памук Орхан. Дневник невинности. СПб., Амфора, 2009. - 608 с.
Эта история любви как мир глубока, как боль неутешна и как счастье безгранична. В своем новом романе, повествующем об отношениях наследника богатой стамбульской семьи Кемаля и его бедной далекой родственницы Фюсун, автор исследует тайники человеческой души, в которых само время и пространство преображаются в то, что и зовется истинной жизнью. 

Кундера М. Невыносимая лёгкость бытия. М., Азбука, 2009. - 352 с.
Книга о любви и непростых человеческих отношениях, о трагическом периоде истории и вместе с тем это глубоко философская вещь. Автор пишет о непримиримой двойственности тела и души, о лабиринте возможностей, по которому блуждают герои, проживая свою единственную жизнь. Сюжет романа повествует об обычном чешском враче, чуждающемся политики, но не женщин, коих у него множество. Однако Пражская весна 1968 года гусеницами советских танков проезжает и по его жизни.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ 

 

 

 

 

 


Сухих И. Н. Русская литература для всех. Классное чтение! От Гоголя до Чехова. СПб., Издательская группа «Лениздат», «Команда А», 2013. - 540 с. 
«Русская литература для всех. Классное чтение!» – это увлекательный рассказ об авторах и их произведениях. Это книга для тех, кто хочет ближе познакомиться с феноменом русской литературы, понять, что она значит в нашей жизни, почувствовать, какое влияние она оказывает на каждого из нас, и убедиться в том, что без нее мы были бы совершенно другие. Эту книгу могут читать родители вместе с детьми и дети вместе с родителями, а также каждый по отдельности. Она будет интересна и весьма полезна школьникам, студентам и просто жителям страны, чья литература входит в мировую сокровищницу культуры. 
Под обложкой первой  ниги оказались: Н. В. Гоголь, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, И. А. Гончаров, А. Н. Островский, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. А. Некрасов и А. П. Чехов.

Вторая книга о поэтах и прозаиках, достойно представляющих русскую литературу второй половины XX века: автор сосредоточил свое внимание на писателях, вошедших в школьную программу: A. А. Блоке, И. А. Бунине, М. Горьком, В. В. Маяковском, С. А. Есенине, М. А. Шолохове, О. Э. Мандельштаме, А. А. Ахматовой, М. А. Булгакове, М. И. Цветаевой, Б. Л. Пастернаке, А. Т. Твардовском, А. И. Солженицине, B. М. Шукшине, H. М. Рубцове, В. С. Высоцком, Ю. В. Трифонове, C. Д. Довлатове и И. А. Бродском.
О них и об их произведениях рассказывает критик, литературовед, автор книг о русской литературе И. Н. Сухих.

Экшпут  Семён. Тютчев. Тайный советник и камергер. М., Прогресс-Традиция, 2003. –
320 с.
Современные читатели знают Тютчева – прекрасного поэта. В предложенной для ознакомления книге содержится материал о другом Тютчева – дипломате, политическом мыслителе, тайном советнике, камергере, кавалере орденов Св. Станислава и Св. Анны. Несмотря неа высокие титулы карьеру Тютчева нельзя назвать блестящей, вполне удавшейся, а жизнь безоблачной и счастливой (несмотря на то, что его любили прекрасные женщины). Его одаренность реализовалась лишь отчасти: как дипломат он не смог получить значительный пост,  место посла при дворе великих держав; как поэт приобрел славу при жизни, но опубликовал лишь два сборника стихотворений, причем вопреки своей воле; как политический мыслитель он до конца не понят, так как не привел в систему свои воззрения, не оставил никаких записей.Книга увлекательно написана, это документальная биография Тютчева, повествующая о бытовом и жизненном материале, из которого выросли его поэтические творения.

Егоров  Б.Ф. Обман в русской культуре. СПб., ООО «Издательство “Росток”», 2012. – 192 с.
В книге замечательного исследователя литературы, ученого редкой эрудиции, прекрасного чловека Б.Ф. Егорова на большом историческом и современном материале рассматривается одно из самых коварных явлений в обществе – обман, сопровождающий человека с самых ранних этапов его появления на Земле. Прослежены разнообразные виды обманов – военые обманы, обманы цензоров, ложь во спасение, обманы в  науке, мистификации и подделки, плагиат и пр. Книга увлекательно написана, она неожиданна по своей теме: впервые предпринята попытка подобного рода. Замечательно подмечено парадоксальное явление обмана «во спасение», большое внимание уделено обману в искусстве и искусству как самой красивой и убедительной форме обмана.  

 

Кузичева А. П. Чехов. Жизнь «отдельного человека». М., 2010. – 847 с. (Жизнь замечательных людей; серия биогр.; вып.1223).
Творчество Антона Павловича Чехова, в котором за внешней обыденности сюжета скрывается глубинный человеческого бытия, давно стало символом русской классической литературы. Интерес к личности писателя огромен, поэтому появляются всё новые и новые его  биографии. Самая полная из них на сегодняшний день – книга А. П. Кузичевой, раскрывающая личную жизнь писателя, историю создания его произведений. Адресована всем любителям и знатокам русской литературы.

 

 

Басинский П. В. . Лев Толстой: Бегство из рая. М., 2011. – 636 с.
Уход Толстого из Ясной Поляны в ночь на 28 октября 1910 года потряс весь мир. Восьмидесятилетний писатель граф Л. Н. Толстой ночью, тайно бежал из своего дома. Обстоятельства ухода и смерти великого старца породили множество мифов и легенд….
Известный писатель и журналист Павел Басинский на основании строго документального материала предлагает не свою версию этого события, а его живую реконструкцию. Шаг за шагом вы можете проследить  жизнь и уход Льва Толстого, разобраться в причинах его семейной драмы и тайнах написания им духовного завещания. Книга удостоена премии «БОЛЬШАЯ КНИГА».