Новгородские епархиальные ведомости

(1875-1920)

 

«Новгородские епархиальные ведомости» (далее – «НЕВ») появились в Великом Новгороде в 1875 году, когда в большинстве епархий уже имелась своя периодическая печать. Епархиальные ведомости как тип издания стали возникать в России с 1860-х годов сначала в южных и центральных епархиях, и только с 1870-х годов – на северо-западе, в экономическом отношении – самых небогатых губерниях.

На момент появления этого епархиального печатного органа в Великом Новгороде уже существовали Новгородские губернские ведомости (1838 – 1918 гг.). В 1903 году появились два новых издания: частная газета «Волховский листок» (1903 г.) и государственный «Вестник новгородского земства» (1903 – 1909 гг.). В 1906 году возникло еще три новых частных издания: газеты «Ильмень» (1906 г.) и «Новгородская неделя» (1906 г.), сатирический журнал «Страж» (1906 – 1907 гг.). В 1909 году – частная газета «Новгородская жизнь», в 1911 году – частный журнал «Новгородское студенчество». Долгая жизнь издания на новгородском рынке обеспечивалась за счет денежных вложений государственных структур. Частная пресса, выгодно отличающаяся от государственной актуальностью и злободневностью освещаемых проблем, все же не могла просуществовать долго, одной из причин закрытия была нехватка денежных средств.

Епархиальные ведомости, в отличие от частных изданий, в экономическом отношении были более независимыми, т.к. имели обязательный круг подписчиков в лице священнослужителей новгородской епархии[1]. Поэтому вплоть до 1903 года – возникновение сразу двух новых печатных органов – в задачи издания не входило привлечение новой аудитории, и оно оставалось практически не интересным для мирян.

Первый номер «НЕВ» вышел в январе 1875 года. Учредителем издания являлась Новгородская епархия.        Епархиальные ведомости выходили два раза в месяц. Цена годового комплекта номеров с пересылкой – 2 рубля 25 копеек. Редактором с 1875 г. был секретарь Новгородской духовной консистории, титулярный советник Николай Бернадский[2].

С 1875 – 1879 гг. выпуск печатался в Новгородской типографии Э. Классона, которая после его смерти в 1880 году перешла к супруге М. Классон. С 1888 года «НЕВ» стали выпускаться в типографии А.С. Фёдорова по адресу Легощая улица, дом Гуниной. Улучшилось качество бумаги, изменился шрифт и размер шрифта, но, не смотря на такие преобразования, цена годового издания осталась прежней.

В выпусках 1875 – 1887 гг. пагинация осуществлялась по номерам, с 1888 она стала сквозной (годичной).

В 1893 произошла смена редакторов: №9–10 редактировал секретарь Консистории Серпухов, №13–24 – секретарь Консистории Журавский.

Первые издания «НЕВ» вплоть до 1894 года носили сугубо официальный характер и, следовательно, можно судить об узости читательской аудитории, в основном, это духовенство и церковнослужители. Подтверждает данное предположение и цитата из «Алфавитно-предметного указателя к Новгородским Епархиальным Ведомостям за 25 лет (1875–1899)»: «Духовенству Новгородской епархии необходимо быть знакомым с распоряжениями как Святейшего Синода, так и местного Епархиального начальства, помещёнными в Епархиальных ведомостях <…>. При отсутствии за многие года оглавлений, пользование Епархиальными ведомостями сделалось весьма затруднительным. Желание облегчить это затруднение для духовенства епархии и вызвало составление настоящего указателя»[3].

Первоначально «НЕВ» имели общий и местный отделы. В общем отделе публиковались указы Святого Синода, известия высшей государственной власти, распоряжения правительства, в местном – распоряжения епархиального начальства, сведения о перемещениях и вакансиях, годовые отчёты различных православных учреждений.

 

Общий отдел

Венчание на царство, рождение высочайших особ, другие значимые события, происходящие в царском семействе, и связанные с этим изменения в церковной литургии помещали под рубрикой «Манифесты Высочайшие».

Под этой рубрикой в №19 «НЕВ» 1875 года помещена публикация, посвященная рождению княжны Ксении Александровны: «Святейший Правительствующий Синод <…> высочайше утвердить соизволил новую форму возношения на эктениях Высочайших Имён Августейшей Фамилии со включением имени ее Императорского Высочества, Высоконоворожденной Великой Княжны Ксении Александровны, – предложил при том и самую Высочайше утверждённую форму». Публикации этой рубрики довольно часто имели прикладной характер для священнослужителей. В данном случае в ведомостях напечатана форма новой ектении, которая теперь должна была использоваться непосредственно на литургии.

Рубрика «Высочайшие повеления» включала документы Государственного Совета, утверждённые императором Александром III. Среди них в 1889 году были опубликованы повеления «Об ответственности раскольников за совершение духовных треб для православных», «Об изменении порядка рассмотрения судебными местами дел о преступлениях против православной веры», «Об ограничении участия нехристиан в заведывании начальниками народными училищами» и др.

В разделе «Распоряжения Святого Синода» в 1889 году напечатаны следующие указы: «О содействии монастырей нуждам церковно-приходских школ», «О приведении в исполнение решений Епархиального начальства о причтах, повенчавших незаконные браки», «О точном соблюдении законной формы записи рождения и крещения лиц, прижитых вне брака», «О принятии некоторых мер против пьянства в народе», «О мерах к предупреждению лжеучений» и др. Например, в №2 «НЕВ» 1875 года опубликовано распоряжение, касающееся народного обычая украшать храмы и жилые дома в праздник Святой Троицы молодыми деревцами берёз: «Святой Синод определяет: поручить православному духовенству объяснять при всяком удобном случае прихожанам о вреде для лесного хозяйства от истребления молодых дерев берёзы и других пород для украшения храмов в некоторые праздничные дни, убеждать прихожан, чтобы они для украшения храмов в День Святой Троицы и в другие праздники употребляли цветы, кустарные и полукустарные растения, ветви дерев». 

 

 

Местный отдел

В рубрике «Высочайшие награды» помещали информацию о том, кто из священнослужителей и лиц «светского звания» получил церковные награды. Как становится известно из заметок, священнослужителей в то время награждали орденами Святого Владимира, Святой Анны. Их вручали «за усердную и безпорочную* службу». Лицам «светского звания»: церковным старостам, новгородским мещанам и купцам вручали золотые и серебряные медали «за заслуги не служебные по церковному ведомству».

Под рубрикой «Распоряжения Епархиального начальства» помещали публикации, в которых содержались указания для священников, псаломщиков и других церковнослужителей. Тематика статей различна.

Во-первых, публикации, служащие руководством в проведении церковных служб, в правильном исполнении обязанностей церковнослужителей разных рангов: «в обязанности псаломщиков входит приготовление облачения для настоятелей и уборка оного после Богослужений, исполнение клиросного чтения и пения, сопровождение настоятелей в приход для помощи при исправлении духовных треб, всё письмоводство по церкви и приходу. Все же прочие мелкие послуги по церкви должны исполнять сторожа или вольные церковники <…> Но псаломщики должны иметь за всем этим наблюдение и в случае нужды не должны сами уклоняться от исполнения этих послуг» [НЕВ. 1875. №17].

Во-вторых, материалы, посвящённые правильному оформлению различных документов, отчётов, прошений и проч.: «о всех возвратившихся в православие раскольниках и сектантах, а также и о присоединении к православию иноверцев в продолжении года и о крещенных православными священниками детях иноверных родителей, церковные причты, не делая о каждом порознь особых донесений, должны представлять епархиальному начальству ведомость однажды в год. Правило это не распространяется на случаи замечательные, равно как на случаи присоединения вдруг значительного числа людей; о тех и других случаях церковные причты должны доносить преосвященному немедленно» [НЕВ. 1875. №19].

В-третьих, статьи на медицинскую тему рекомендательного характера о том, чтобы священники разъясняли своим прихожанам, что нужно делать, чтобы уберечься от таких заболеваний, как холера, оспа и др.: «4-го сего апреля постановлено объявить чрез Епархиальные ведомости всем приходским священникам Демянского уезда, чтобы они своими пастырскими беседами с прихожанами в храме Божием, а также при исправлении треб в домах всячески старались искоренить в них вредное предубеждение против оспопрививания и в увещеваниях своих всеми мерами старались разъяснить существенную его пользу». Из статьи видно, что в обязанности священников входила и забота о здоровье прихожан [НЕВ. 1875. №17].

В-четвёртых, сообщения о том, кому из священнослужителей «дозволено употреблять набедренник» во время церковной службы, здесь же объявлялись благодарности за пожертвования, а также давались разрешения на строительство или ремонт церковных сооружений: «Причту и старосте Мало-Вишерской церкви Крестецкого уезда разрешено произвести на их церкви следующие работы: 1) окрасить весь храм внутри, не исключая и алтаря, клеевою, а карнизы внутри масляной краской; 2) заложить кирпичом дверь, ведущую в храм с южной стороны; 3) устроить помещение для ризницы, для чего в первом ярусе колокольни поставить деревянную бревенчатую стену, и устроить в ризнице железную печь и 4)  окрасить железную крышу на храме медянкой, с употреблением на это 200 р. из текущих церковных доходов» [НЕВ. 1889. №3].

В разделе «Движения и перемены по службе» помещали информацию о повышениях в церковном звании, поступлениях в штатную службу при храмах, «увольнениях» в гражданское состояние: «послушники Нило-Сорской пустыни Иосиф Николаевский и Асигкрит Рождественский, за нетрезвость и самовольные отлучки из обители уволены в прежнее гражданское состояние» [НЕВ. 1889. №2].

«Праздные вакансии». Вакансии на должности священников, диаконов и псаломщиков. Как видно из публикуемых здесь сообщений, церковнослужители требовались, в основном, в уезды.

В рубрике «Объявления» помещалась информация рекламного характера. Рецензии на поступившие в продажу книги («Практическое руководство при отправлении приходских треб»), рекламные статьи о газетах и журналах, с указанием цен и скидок. Причем издания не только православные, но и научно-публицистические (журнал «Вокруг света»), политико-литературные («Газета А. Гатцука»), детские (журнал «Родник»).

Публиковались также определения Сената, сообщения совета Новгородского епархиального братства, отчеты и подробные счета о расходах сумм училищ, приходских школ  и религиозных учреждений.

Иногда в «НЕВ» можно было прочитать совершенно неожиданную сенсационную информацию, как, например, предостережение о мошенничестве в статье «О письмах и воззваниях, рассылаемых от мнимых подвижников Святой Афонской горы». «Подвижниками» оказались лица податного сословия и отставные солдаты. На вырученные от пожертвований деньги «одни покупают себе виноградники и занимаются торговлею, другие же, оставляя в келии своих учеников, которые высылают им получаемые пожертвования, сами проживают в России, преимущественно в Одессе, или в Константинополе, где ведут жизнь, не соответствующую иноческому чину и зазорную, служа соблазном для православных христиан и возбуждая справедливые нарекания со стороны духовенства» [НЕВ. 1888. №14–15].

В некоторых публикациях рассказывалось о нестроениях, существовавших в Новгородской епархии: «Иеродиакону Старорусского монастыря Паисию, за нетрезвость, сопровождавшуюся нетрезвыми поступками, и за оскорбление им своего настоятеля, запрещено священнослужение и ношение монашеской одежды впредь до искреннего раскаяния и совершенного исправления поведения, при чем перемещен он из Старорусского в Опеченский монастырь, под строжайший надзор настоятеля» [НЕВ. 1889. №6]. Сообщения такого рода подчёркивали то, что ведомости не скрывали от своих читателей информацию негативного характера.

В 1894 году с появлением неофициальной части «НЕВ» увеличились в объеме и значительно расширили тематику публикаций. Помимо официальных новостей, публикаций Святейшего Синода и епархиального начальства, ведомости этого периода стремились освещать все важнейшие церковные события в России и Великом Новгороде, деятельность новгородского епархиального комитета и церковных школ, училищ, семинарии, обращались к историческому прошлому Новгородской епархии: древнейшим храмам, монастырям, иконам – святыням новгородской земли.

Официальную часть редактировал Х.Попов, неофициальную – ректор семинарии, архимандрит Димитрий (Сперовский) и преподаватель семинарии С.А. Успенский[4].

Официальная часть по-прежнему была информативной. Продолжали печатать высочайшие манифесты, повеления, награды, распоряжения и определения Святого Синода, распоряжения по епархиальному управлению.

«Алфавитно-предметный указатель к “Новгородским епархиальным ведомостям” (1875–1900)» позволяет проанализировать основную тематику статей, опубликованных за 25 лет в официальной части. Всего около 5000 статей[5]. Можно обозначить шесть основных тем: публикации об открытии  и функционировании больниц (3 статьи); об инфекционных заболеваниях, мерах предосторожности и лечения (12 статей); о церковных заведениях (17 статей); о духовных, епархиальных женских, начальных народных и др. училищах (более 100 статей); о борьбе с пьянством (3 статьи); о расколе и сектантстве (3 статьи).

Можно сделать вывод, что в официальной части «НЕВ» стремились информировать священников и других церковнослужителей об опасных «заразных» заболеваниях, следовательно, были социально направлены. Кроме того, на страницах издания публиковались материалы об открытии больниц, рекомендации священникам предостерегать своих прихожан от заболеваний холерой, тифом и разъяснять важность прививания от некоторых из них.

В публикациях об учебных заведениях помимо учебных программ, новостей о введении новых предметов, сведений о вступительных испытаниях ведомости помещали информацию о нравственном воспитании учащихся, о том, как родители должны заботиться о своих детях, поступивших в училище.

Видно, что «НЕВ» ведут линию борьбы с пьянством в народе, выступают против раскольнических и сектантских движений. С 1894 года статьи на эти темы перемещаются в неофициальную часть.

Исследования, посвященные истории храмов, церквей, монастырей, до появления неофициальной части также публиковалась в официальной. Здесь же можно было найти молитвы, сведения о праздничных службах и молебствиях, сообщения о войне 1877 – 1878 гг.

Неофициальная часть появилась под воздействием тех обстоятельств, что порой достаточно важная информация об истории церковных сооружений, статьи  поучительного содержания, сведения о церковных торжествах и др. выбивались из общего информационного характера сообщений строгой официальной части. Поэтому многие рубрики неофициальной части берут свое начало в официальной.

Неофициальная часть состояла из следующих рубрик: «Из богослужебной практики и руководственные статьи»; «Братства»; «Из жизни епархиальной» (прибытие преосвященных архипастырей, посещение учебных заведений; назначения, встречи, проводы начальствующих лиц; паломничество); «Общецерковная жизнь»; «Из жизни других епархий»; «Статьи исторического содержания»; «Комитеты и общины»; «Курсы»; «Святые подвижники и угодники Новгородские»; «Попечительства приходские»; «Сведения об умерших священноцерковнослужителях и некрологи»; «Слова, беседы, поучения, речи»; «Выдающиеся общегосударственные события и торжества»; «Отдел о старообрядчестве и сектантстве»; «Статьи религиозно-нравственного содержания»; «Церковно-религиозные торжества»; «Церковно-приходские школы»; «Эмеритура»; «Юбилеи и биографические очерки»; «От редакции».

В неофициальной части печатались авторские материалы. Большинство публикаций, по-прежнему, оставались анонимными, но из подписанных мы видим, что авторами были, в основном, священники, прихожане, диаконы, благочинные протоиереи, смотрители духовных училищ, архимандриты. Это указывает на тот факт, что целевая аудитория издания расширяется. Оно становится интересным не только церковнослужителям, но и широкому кругу православных верующих.

Можно сделать вывод, что существенные изменения, которые произошли в «НЕВ» в 1894 г., значительно усовершенствовали их внутреннее содержание. Однако обилие официальной информации, церковных и правительственных документов, подробные повествования об официальных встречах, заседаниях, в ущерб интересным неофициальным материалам исторического, миссионерского, антисектантского характера, было присуще ведомостям вплоть до 1903 года.

В конце 1895 года над «НЕВ» возникает предварительный цензурный надзор. С начала выхода епархиальных ведомостей их цензурование с разрешения Святейшего Синода было возложено на лиц из местного духовенства по избранию епархиальных преосвященных. Следовательно, большинство епархиальных ведомостей подпадали под двойной контроль: правящего архиерея и цензора.

Первым цензором «НЕВ» был архимандрит Аркадий (Карпинский) (1895 – 1897 гг.), который с 1895–1896 гг. являлся ректором Новгородской духовной семинарии. Январский номер ведомостей 1896 г. подвергся цензорской правке архимандрита Аркадия за три недели до выхода издания: «23 декабря 1895 г. Печать разрешается» [НЕВ. 1896. №1]. В 1897 году цензором временно являлся исполняющий должность ректора Новгородской духовной семинарии, инспектор семинарии иеромонах Евдоким. К концу 1897 к цензурованию «Новгородских епархиальных ведомостей» вновь приступил архимандрит Аркадий.

За время существования «НЕВ» имели всего одну иллюстрацию – логотип на первой странице. Первый вариант логотипа появился в 1897 году в №1 ведомостей. На нем изображён памятник «Тысячелетие России» на фоне стен Новгородского кремля, за которыми видны купола Софийского собора и колокольня. С этого номера изменился формат издания: раньше был А5, теперь за счёт фотографии вытянулась в длину. Возможно, это связано с тем, что ведомости стали печататься в новой паровой типографии И.И. Игнатовского (Знаменская ул., собственный дом). В феврале 1902 г. логотип изменился: вместо иллюстрации появилась фотография Софийского собора.

С 1903 года редакторами официальной части назначались В. Т. Серпухов (1903–1904 гг., 1909 г., 1913 гг.), Д. П. Андреев (1903–1915 гг.), П.И. Виноградов (1915–1916 гг.), Г.Я.  Воскресенский (1915 гг.), П.А. Рахинский (1916 г.), И. Вишневский (1916 – 1918 гг.).

Цензорами «НЕВ» этого периода поочередно являлись ректоры Новгородской духовной се­минарии: с января 1898 года по декабрь 1904 года должность цензора исполнял архимандрит Димитрий (Сперовский); с января 1905 года по сентябрь 1911 года – архимандрит Сергий; с октября 1911 года по апрель 1913 года – архимандрит Алексий (Симанский), впоследствии патриарх; с мая 1913 по 1920 годы – архимандрит Тихон (Тихомиров).

Характеризуя епархиальных цензоров «НЕВ», отметим, что им мог стать только высокообразованный монашествующий священнослужитель в сане архимандрита. На момент прибытия в Великий Новгород большинство из них уже имели опыт ректорства в других духовных семинариях. Некоторые были удостоены высших государственных и церковных наград.

18 июня 1903 г. Указом Святого Синода редактором неофициальной части «НЕВ» был назначен преподаватель семинарии, церковный публицист и краевед В.Н. Фиников[6]. Эту должность он исполнял до сентября 1920 года, одновременно являясь казначеем, письмоводителем, сортировщиком ведомостей при отправке подписчикам.

С приходом нового редактора неофициальной части в «НЕВ» начинают происходить существенные изменения: он стремился к популяризации издания, о чем неоднократно заявлял на епархиальных съездах духовенства в 1905, 1907, 1908, 1911 и др. годах, где выступал с докладами «О возможном и желательном улучшении издания «Епархиальных ведомостей».

14 июня 1905 года на епархиальном съезде Фиников говорил о желательном участии духовенства в «НЕВ» в качестве авторов статей. Также он предлагал заменить печатавшиеся в ведомостях разного рода отчеты краткими заметками о современных событиях.

На съезде 22 февраля 1907 года в докладе по поводу издания ведомостей Фиников поднимал вопросы о цензуре, осуществлявшейся над ведомостями, и о целесообразности тех или иных разделов. В комментарии к рассуждениям на съезде Фиников отмечал: «Чувствуется несомненный недостаток в фактическом материале <…> Если бы всякий священник Епархии принял себе за правило коротенько сообщить в редакцию Епархиальных  ведомостей о вопросах, являвшихся предметом обсуждения в очередных собраниях приходских попечительств, то эти сообщения представляли бы интересный материал. Нам кажется, что не противоречило бы, а напротив отвечало бы программе Епархиальных ведо­мостей, если бы на стра­ницах их отмечались выда­ющиеся факты обществен­ной жизни, например, фак­ты убийств, грабежей, тех или иных народных движе­ний»[7].

На следующем съезде в сентябре 1908 года Фиников предложил открыть в «НЕВ» новый раздел «Хроника епар­хиальной жизни», в кото­ром помещались бы све­дения о событиях приход­ской жизни: строительст­ве храмов, монастырей, часовен, школ, деятельно­сти приходских попечительств, пастырских соб­раниях и т. д. Он также предложил освещать в ведомостях различные моменты христианского веронравоучения, которые в то время подвергались усиленным нападкам и в печати, и в обществе.

Важно подчеркнуть, что к тому времени духовенство епархии начало присылать свои материалы для публикации в ведомостях, в связи с этим В. Н. Фиников отмечал: «Прежде духовенство лишь редко, редко высту­пало со своими статьями в своем Епархиальном орга­не. Теперь, благодарение Богу, почти каждая почта несет статейку, написанную священником, диаконом, учителем церковно-приходской школы, псаломщиком. Дай Бог, чтобы к этим авторам присоединились и рядовые верующие, миря­не»[8].

Изменения, произошедшие в «НЕВ», говорят о том, что просьбы Финикова на епархиальных съездах не пропали даром – помимо публикаций священников и церковнослужителей, в ведомостях с 1909 г. начали печататься и прихожане церквей, и «обыватели», как они сами себя называли.

В содержании официальной части ведомостей произошли некоторые изменения: помимо высочайших манифестов, определений Святого синода, распоряжений по епархиальному управлению здесь появились статьи религиозно-просветительских и благотворительных обществ, информация о вступительных испытаниях в духовную семинарию и училище, сведения об умерших священноцерковнослужителях, отчёты об архиерейских богослужениях.

Неофициальная состояла из семи основных разделов. Здесь можно печатали статьи публицистического характера с элементами аналитики.

Публикации раздела «Слова, поучения, беседы и речи» разъясняли значимость некоторых церковных обрядов (крестный ход на Иордань, Великий пост), церковных праздников (Рождество, Пасха). Также здесь помещали слова, произнесённые в день восшествия на престол императора Николая Александровича, в день пятидесятилетия высокопреосвященного архиепископа Новгородского и Старорусского Гурия и др.

Раздел «Из текущей епархиальной жизни» содержал новости епархии: крещение еврейских семей, раскольников и др. иноверцев, сообщения о праздновании юбилеев, об освящении церквей, о начале учебного года в семинарии и училище.

«Статьи догматического и нравоучительно содержания»  включали следующие материалы: «Исповедь пьяницы», «Достоевский о вере и неверии», «Заветы мирянам преподобного Серафима Саровского» и др.

«Статьи пастырско-практического и литургического содержания»: о значении богослужения и пастырской проповеди, о духовных завещаниях, о библиотеках-копейках и др.

«Статьи исторического характера»: об исторических заслугах новгородского духовенства, о новгородских святых, о положении вдовых священников в XVIII веке и др.

«Некрологи»: статьи, посвященные памяти скончавшихся священников, диаконов, старост и других церковнослужителей.

«Смесь»: сообщения о секте хехулитов и каюков, о язычестве в Казанской губернии, о пагубности учения графа Л. Толстого и др.

Следует отметить, что не все из перечисленных разделов встречались в каждом номере, но редакция стремилась сделать их постоянными. В конце выпуска очень часто помещали различные отчёты, акты, журналы.

Можно сделать вывод, что этот этап (1894 – 1905 гг.) определил дальнейшее, более успешное и эффективное развитие издания.

При детальном просмот­ре «НЕВ» выяв­ляется большая редак­торская работа В.Н. Финикова по подго­товке материалов к пе­чати, составлению комментариев, библиографиче­ских справок и т. п. Он обладал глубокими знаниями в области современной ему отечественной и зарубеж­ной литературы, что ска­залось на подборках перепечаток из прессы, обобщающих и аналитиче­ских статьях, помещаемых в неофициальной части. «Множество неподписанных статей, – по мнению исследователя С. Моисеева, – без сомнения, принадлежит самому Вла­димиру Николаевичу и по­рою носит биографический характер» [7]. Мы разделяем эту точку зрения.

В 1906 г. архиепископ Новгородский и Старорусский Гурий обратился в Св. Синод с просьбой от редактора неофициальной части В.Н. Финикова о разрешении с 1 января 1906 года издавать «НЕВ» не два раза в месяц, как прежде, а четыре. Причем редактор просил разрешить перенести известия о праздных вакансиях в конец каждого номера для ускорения печати издания в типографии. Представление было датировано 4 января 1906 года[9]. С 27 января согласно определению Святейшего Правительствующего Синода просьба редактора была удовлетворена[10].

Издававшиеся пре­жде 2 раза в месяц, ведо­мости с января 1906 до августа 1917 гг. стали выходить еженедельно, притом увеличивались в объеме.

Программа ведомостей постоянно развивалась. Как одно из направлений следует отме­тить публицистичность издания. Особенно ярко это на­правление обозначилось в конце 1905—1906 годов.

Благодаря редактору неофициальной части в «НЕВ» с 1905 – 1909 гг. были опубликованы многочисленные докумен­ты XVII—XIX вв. из дел, хранившихся в архиве Новгородской духовной кон­систории, а также статьи, написанные на основе этих дел: «Старорусское духовенство во время бунта 1831г.», «Прошлое и настоящее Колмовской церкви», «Страничка из быта духовенства начала XVIII века» и др.

Публикация «Страничка из быта духовенства начала XVIII века» была составлена на основе дела №3 за 1713 год. В ней рассказывалось о том, в каких условиях находились церковнослужители разных рангов в то время: «Из рассказанного видны те бесправность и скудость в средствах, при которых приходилось действовать духовенству в начале XVIII века. Эти доходы от чтения псалтыри над покойниками, которыми дьячок не хочет поделиться с пономарем, видя в них свое дьячковское преимущество; эта несчастная плата, поступавшая, а по местам, как в Котлованове, не поступавшая в пользу пономаря, от ям, в которые зарывались покойники, говорят о многом. А самоуправство помещика, который бьет пономаря и отнимает у причта его землю! Хвала Создателю, что это доброе старое время отошло в область далекого предания!»  [НЕВ. 1905. №19].

В 1908 году Фиников вводит рубрику «Старинные дела, хранящиеся в архиве Новгородской Духовной Консистории». В одной из статей используется дело №2 за 1703 г., согласно которому подьячий Иван Боловенский должен был ехать «в окологородние монастыри и взять именные ведомости за подписью монастырского начальства, о том, сколько в монастырях после переписных книг прибыло или убыло монашествующих, и кто именно принят или пострижен, и по какому царскому указу, и какого числа и месяца, и с каким вкладом, и сколько монашествующих на лицо» [НЕВ. 1909. №3].

Ныне за утратой многих дел и целых архивов публикации в «НЕВ» делают последние ценнейшим, а иногда и единственным историче­ским источником.

Ведомости продолжали политику борьбы с пьянством и «разнузданностью» молодёжи. Интересной в этом отношении представляется нам публикация «Праздничные смертные казни», помещённая в неофициальной части: «Не пора ли Г. Думе запросить министерство, сколько убитых и увечных приходится в деревнях на всю Россию в «праздники Господни» в течение года. Судите сами читатель: в одну Устюженскую больницу в праздник Николы привезли 15 избитых (а ведь в одной Европейской России около 700 уездов), четверо из которых умерли, а остальные если и выживут, то ведь удар по голове стягом даром не пройдет, он откликнется или преждевременною кончиною, или сумасшествием, или отразится на потомстве. Не даром нет ни одной деревни, где бы не было дурачков, немых, глухих, эпилептиков и проч. <…> В праздники совершаются заранее обдуманные убийства, чтобы свалить убийства и увечья на “не помню”, “пьяны были”» [НЕВ. 1909. №5]. Статья содержит эмоциональную оценку автора, который не скрывает своего негодования. Тема, актуальная для того времени, не менее актуальна и в наши дни.

В последующие годы ведомости продолжали на своих страницах вести линию борьбы с пьянством в народе: «Устав епархиального братства трезвости», «Отчёт о пожертвованиях братству трезвости», «Вечер братства трезвости» и др.

В декабре 1910 новгородскую кафедру возглавил архиепископ Арсений (Стадницкий), сменив архиепископа Гурия (Охотина). С этого времени он, как и предыдущий архиерей, сам определял программу издания. С 1911 года ведомости становятся наиболее интересными и разнообразными с точки зрения затрагиваемых тематик – из номера в номер публикуются критические статьи по поводу участия церковнослужителей в кооперативах, низких окладов приходских священников, проблем пьянства, появления сект в Новгородской губернии.

В 1914 году в неофициальной части число разделов сократилось до трёх: «Речи, поучения и другие статьи», «Из текущей епархиальной жизни», «Смесь». Следует отметить, что сокращение разделов произошло не в ущерб содержанию. Основные темы публикаций: борьба с пьянством в уездах, закрытие винных лавок и собрания братств трезвости; разрешение нестроений, царящих среди священноцерковнослужителей; осуществление миссионерской, просветительской функции в публикациях с целью недопущения отпадения от православия, критика раскольничества и других «около православных» и сектантских течений.

Материалы на военную тематику в период с 1914–1918 гг., безусловно, преобладают над другими публикациями. «НЕВ» печатали известия о войне, фронтовые рассказы («Августейшая сестра милосердия», «Героиня»), аналитические материалы о значении войны и о жертвах, сообщения с призывами к пожертвованиям на нужды военных госпиталей. Это были и перепечатки из официальных изданий («Новое время», «Русское слово», «Колокол») и собственные авторские материалы. Большинство статей не подписаны, потому их авторы неизвестны. Используются такие жанры как заметка, проблемная статья, репортаж.

Статьи на военную тематику в целом носят эпизодический характер: сообщатся общие сведения о войне. Это связано с цензурными требованиями данного периода: существовал запрет на публикации о составе и численности войск, о вооружении, обмундировании, довольствии, санитарном состоянии, о местах расположения и о передвижении частей и др.

В августовском номере ведомостей 1914 г. на последней странице появилась пометка: «Печать разрешаю. Военный цензор А. Иванов». В следующем номере военным цензором выступает Новгородский вице-губернатор И. Лисаневич. Февральская революция 1917 положила конец царской цензуре. Временное правительство объявило свободу слова, свободу выпуска периодических изданий, свободу торговли ими. С мая 1917 по декабрь 1918 года в «НЕВ» перестала существовать военная цензура.

В связи со сложным материальным положением с августа 1917 ведомости выходят два раза в месяц. Со страниц ведомостей В.Н. Фиников обращался к чита­телям: «Отцы и братия, судьба Епархиального ор­гана <...> в ваших руках. По­ложим себе за долг, ради взаимного осведомления, сообщать в редакцию о всех радостных и печальных, больших и малых со­бытиях в нашей приход­ской жизни, и мы будем осведомлены о течении епархиальной жизни так, как не осведомит нас никакой другой орган» [НЕВ. 1917. №31].

Издание ведомостей в послере­волюционные годы было необычайно сложным. Типография отказалась печа­тать их без разрешения властей. С большими трудностями В.Н. Финикову удалось до­стать бумагу из губернского бумажного фонда.

В следующем 1918 хроника епархи­альной жизни приобрела телеграфный стиль. Здесь сообщения о голоде, арестах и расстрелах духовенства, реквизи­ции монастырского имуще­ства и земель и т. п.

В февральском номере «НЕВ» 1918 г. на первой странице в последний раз была напечатана фотография Софийского Собора. В неофициальной части три статьи посвящены обсуждению декрета народных комиссаров об отделении церкви от государства. Критика этого постановления с точки зрения того времени была слишком смелой. Впоследствии на суде Финикову припомнят публикации подобного рода.

В мартовском номере ведомостей критика правящего режима и действий местных властей продолжилась. По поводу расстрела Священника Павла Кушникова сообщалось: «Убиенному предъявлено было обвинение в сношениях с белой гвардией. Покойный, как передают, на коленях молил пощадить его жизнь. Убийцы, видимо, колебались. Дважды вожак их давал им команду для расстрела, но они не слушались. Наконец отцу Павлу велено идти. Он перекрестился и направился из дома… Когда о. Павел был в воротах, в спину ему последовал залп. О. Павел упал и застонал. Револьверная пуля, выпущенная главарем в рот, докончила мрачное дело» [НЕВ. 1918. №5].

Неофициальная часть следующего номера практически полностью заполнена статьями об арестах священнослужителей: «На муки за Христа», «Около Св. Софии», «Гонения на Церковь в Боровичах», «За веру».

С 1 июля 1918 года В.Н. Фиников назначается редактором и официальной части ведомостей.

Июльский номер ведомостей 1918 года открывался объявлением: «От редакции. Типография Дорофеева, где печатаются Епархиальные ведомости, реквизирована и была временно опечатана и закрыта, почему и задержался выпуск очередного номера» [НЕВ. 1918. №14].

В 1919 году удалось выпу­стить лишь 8 номеров: «Не только неимение средств, но и другие обстоятельства не позволили сделать очередных выпусков Ведомостей за 1919 год. 1919 год закончен №7–8» [НЕВ. 1920. №1-2].

Как сообщала газета «Новгородские епархиальные ведомости», возобновленная в 1995 году, в 1919 году епархиальные ведомости, как и большинство изданий того времени, были закрыты «за контрреволюционную направленность» [НЕВ. 1995. №1].

Но через несколько месяцев в том же 1995 году при тщательном просмотре дел Государственного архива Новгород­ской области удалось найти номера, датированные 1920 годом. Их было всего четыре: за январь – февраль (№1–2), март – апрель (№3–4). «Тираж пос­ледних номеров колебался от 900 до 1000 экземпля­ров»[11].

Печатались номера во второй Новгородской Государственной Типографии. Цена с пересылкой составляла 50 рублей. Отдельно номер – 5 рублей. Выходили раз в месяц.

В официальной части в разделе «От редакции» помещалась информация, объясняющая задержку с выходом январского номера: «На выпуск нужно было получить разрешение Государственного Издательства. Разрешение дано 29 декабря 1919 г. Потом начались хлопоты о бумаге, ордера на её приобретение от Государственного Издательства, не смотря на двукратную просьбу, долгое время не было получено. Спасибо представителям Власти на месте, которые отпустили бумагу для выпуска №1–2 Ведомостей. Будем хлопотать, где нужно, и дальше; дай только Бог, чтобы эти хлопоты увенчались надлежащим успехом» [НЕВ. 1920. №1-2].

В статье «Божиею Милостию» Патриарх Московский и Всея Руси Тихон пишет: «Указывают на то, что при перемене власти служители Церкви иногда приветствуют эту смену колокольным звоном, устроением торжественных богослужений  разных церковных празднеств. Но если это и бывает где-либо, то совершается по требованию самой новой власти, или по желанию народных масс, а вовсе не по почину служителей Церкви, которые по своему сану должны стоять выше всяких политических интересов» [НЕВ. 1920. №1-2].

Также в номере помещен список священнослужителей, удостоенных награждения ко дню святой Пасхи 1920 года. Раздел «Праздные вакансии» содержал вакансии священнические, диаконские, псаломнические. В разделе «От Епархиального братства» публиковали информацию о денежных сборах, рукоположении псаломщиков в сан диакона, объединении архивов всех правительственных учреждений, монастырей и церквей в единый государственный архивный фонд.

Следующий объединенный №3–4 «НЕВ» за 1920-й год начинается заметкой редакции о том, что епархиальные ведомости разрешены к изданию Государственным Издательством под условием помещения в них лишь официальных известий по епархии. Таким образом, неофициальная часть не может быть выпускаема.

Номер содержит текст молитвы на литургии после сугубой ектении, циркуляр Губисполкома об отделении церкви от государства, указ о снятии церковного благословения и о венчании разведённых, новости от Епархиального совета, праздные вакансии.

На каждой странице этого номера стоит печать: «разрешено Военной Цензурой», тогда как в предыдущих номерах – №1 и №2 – данная печать поставлена лишь на первой странице. Этот факт свидетельствует об ужесточении цензуры, что также повлияло на закрытие издания.

Подводя итог, отметим, что «НЕВ», во-первых, выполняли служебную функцию, публикуя официальную информацию церкви, Синода, цер­ковных иерархов, тексты и материалы, необходимые для богослуже­ния, отчеты церковных ведомств, местных организаций и учрежде­ний. Во-вторых, они в той или иной степени вели духовное воспитание паствы, выполняли определенную культурную, просветительскую работу.

В первые десять лет существования издание было достаточно устойчиво по форме и содержанию. Второй период связан с историческими событиями. Форма издания начинает изменяться, расширяется тематика публикуемых материалов, появляется неофициальная часть. Здесь помещались материалы о распространении христианства, миссио­нерской деятельности, борьбе с расколом, о поверьях, обрядах и обы­чаях, из истории местных приходов, монастырей, церквей и т.п.. Ведомости становятся интересными не только священнослужителям, но и обычным прихожанам.

На своих страницах «НЕВ» ведут линию борьбы с пьянством в народе. Такое трагичное событие как войны 1877–1878 гг., 1914–1918 гг. ведомости не обошли стороной, печатая на своих страницах сведения о погибших, о сборах пожертвований на военные нужды, об оказании помощи семьям убитых воинов.

Даже в условиях революционных потрясений «НЕВ» выполняли важную функцию – стремились сохранить православные ценности и донести их до читателя, пытаясь противостоять революционному террору словом.

О. Кавецкая. «Новгородские епархиальные ведомости» (1875 – 1920). Основные этапы истории// История новгородских газет и журналов: взгляд из XXI века. Великий Новгород, 2012. Вып. 1. С. 18-35.

С электронными копиями "Новгородских епархиальных ведомостей" можно познакомиться на сайте Российской национальной библиотеки: www.nlr.ru - в разделе "Ресурсы/ Электронная библиотека/ Коллекции".

 

 

[1] РГИА. Ф.776. Оп. 5. Дело № 43. Л. 3.

[2] РГИА. Ф.776. Оп. 5. Дело № 43. Л. 1.

[3] Алфавитно-предметный указатель к Новгородским Епархиальным Ведомостям за 25 лет (1875 - 1899). Новгород: Губернская типография, 1900.  С. 1.

* Как известно, в дореволюционной России приставки «бес» не существовало, т. к. само по себе слово «бес» считалось синонимом словам «дьявол», «сатана».

[4] РГИА. Ф.776. Оп. 5. Дело № 43. Л. 4.

[5] Летенков Э. В.  Губернские, областные, войсковые, епархиальные ведомости.  1838 – 1917 гг. – СПб., 2005. – С. 64.

[6] РГИА. Ф.776. Оп. 5. Дело № 43. Л. 5.

[7] Моисеев С. В.  Из истории «Новгородских Епархиальных ведомостей» // НЕВ, 1995. – Октябрь (№ 9).  C.3.

[8] Моисеев С. В.  Из истории …

[9] РГИА. Ф.796. Оп.187.  Дело №7027. Л.1.

[10] Там же. Дело №7027. Л.2.

[11] Моисеев С. В.  Из истории …