Центр правового консультирования юридического фаультета НовГУ

 

Кодекс этики юридической клиники

ФГБОУ ВО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого (НовГУ)»

(утвержден Ученым Советом ЮФ 15 декабря 2017 года (Протокол УС ФЮР НовГУ № 4).

Мы, участники юридической клиники, в целях оказания безвозмездной квалифицированной помощи малоимущим гражданам, повышения правовой культуры населения, заботы о престиже профессии юриста, достижения справедливости, служения интересам правосудия, повышения своего уровня знаний и профессиональных навыков, принимаем Кодекс этики юридической клиники Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого.

 Глава 1. Общие положения

 1. Сфера применения настоящего Кодекса

Настоящий кодекс применяется к отношениям, возникающим в процессе оказания бесплатной юридической помощи в юридической клинике Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого.

 2. Определения, используемые в настоящем Кодексе

Руководитель юридической клиники – специалист, имеющий высшее юридическое образование и опыт работы по юридической специальности, который присутствует при приёме клиентов и контролирует процесс взаимодействия клиентов и студентов-клиницистов, а при необходимости направляет ход этих взаимоотношений.

Студент-клиницист – студент юридического факультета Новгородского государственного университета, оказывающий бесплатную юридическую помощь клиентам.

Преподаватель – специалист в какой-либо отрасли права, имеющий высшее юридическое образование и преподающий соответствующий предмет на юридическом факультете Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого и оказывающий содействие студентам-клиницистам в разрешении вопросов, возникающих при оказании бесплатной юридический помощи клиентам, в том числе при подготовке устных консультаций и необходимых документов.

Клиент – гражданин Российской Федерации, обратившийся за бесплатной юридической помощью в юридическую клинику Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого;

Задание клиента – проблема или вопрос правового характера, непосредственно с которыми клиент обращается за бесплатной юридической помощью в юридическую клинику.

 3. Цель оказания бесплатной юридической помощи

Основная цель – оказание безвозмездной, качественной, полной, всесторонней помощи клиентам в разрешении вопросов правового характера.

 4. Принципы оказания бесплатной юридической помощи:

Законность – руководитель, студенты-клиницисты в процессе оказания бесплатной юридической помощи руководствуются Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", а также соблюдают иное законодательство Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, законодательство органов местного самоуправления.

Безвозмездность – студент клиницист выполняет задание клиента бесплатно.

Своевременное выполнение заданий клиента – задания клиента должны быть выполнены в срок, оговорённый с клиентом. Пропуск срока выполнения задания возможен в исключительных случаях с предварительным информированием клиента.

Пунктуальность – в случае, если необходима встреча с клиентом, студент-клиницист должен приходить на встречу без опозданий.

Принцип благих намерений – студент-клиницист оказывает бесплатную юридическую помощь клиентам исключительно из намерений помочь людям в решении их проблем правового характера, повысить свои профессиональные навыки без намерения получить какую-либо личную выгоду.

Принцип самоотдачи – студент-клиницист выполняет задания клиента максимально качественно и полно. С этой целью студент-клиницист может обращаться за помощью к преподавателям и руководителю юридической клиники.

 Глава 2. Взаимоотношения студентов-клиницистов с клиентом

5. Уважение к личности клиента, его жизненным обстоятельствам

Независимо от сложившейся жизненной ситуации клиента, от возникшей у него проблемы - студенты-клиницисты при приёме такого клиента в юридической клинике и непосредственно при оказании ему бесплатной юридической помощи обязаны уважать его личность, беспристрастно относиться к нему и его заданию.

6. Срок выполнения задания клиента

6.1. Студент-клиницист самостоятельно устанавливает срок выполнения задания клиента в соответствии с его учебным расписанием, личными и семейными делами, но в пределах принципа разумности. В исключительных случаях, в частности при истечении срока совершения какого-либо действия правового характера, непосредственно связанного с вопросом клиента, в результате пропуска которого клиент не сможет реализовать своё субъективное право - студент-клиницист обязан выполнить, если это возможно, задание клиента или разрешить непосредственно тот вопрос клиента, разрешение которого не терпит отлагательства, в пределах возможного срока выполнения такого задания или разрешения вопроса.

6.2. Студент-клиницист может договориться с клиентом о возможности телефонных звонков клиенту, в случае необходимости студенту-клиницисту в процессе выполнения задания клиента дополнительной информации. Время таких звонков устанавливает студент-клиницист с учётом рекомендаций, пожеланий, требований клиента. Не допускается самовольное осуществление звонков клиенту студентом-клиницистом, если об этом между клиентом и студентом-клиницистом не было достигнуто договорённости, за исключением случаев, когда от клиента немедленно требуется информация, без получения студентом-клиницистом которой клиенту и его интересам в рамках задания клиента может быть причинён существенный ущерб.

 7. Нераспространение студентом-клиницистом информации о личной жизни клиента и иной информации, непосредственно связанной с выполнением задания клиента

Студент-клиницист не может разглашать информацию о личной жизни клиента и иную непосредственно связанную с заданием клиента информацию.

8. Выполнение задания клиента

8.1. Студент-клиницист, который принял на себя обязательство выполнить задание соответствующего клиента, выполняет такое задание в соответствии с принципами, изложенными в пункте 4 настоящего Кодекса. При выполнении задания клиента студент-клиницист может пользоваться любыми средствами и действовать любыми способами, не запрещёнными законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, законодательством органов местного самоуправления и настоящим Кодексом в целях достижения максимального качества выполнения задания клиента.

8.2. В зависимости от формы выполнения задания клиента – результаты такого выполнения сообщаются или передаются клиенту в оговорённой с клиентом форме, в оговорённые с клиентом сроки, в оговорённом с клиентом месте.

8.3. Студент-клиницист может предоставить результат выполнения задания клиенту только после проверки такого результата преподавателем или руководителем юридической клиники.

8.3.  Студент-клиницист может оговорить с клиентом возможность обратной связи относительно выполнения его задания.

8.4. В случае, если после выполнения задания клиент обратился непосредственно к студенту-клиницисту, выполнявшему его задание, или к руководителю юридической клиники с указанием, на то, что задание было выполнено некачественно, не в полном объёме, то студент-клиницист должен по требованию клиента или руководителя юридической клиники переделать задание клиента с учётом допущенных ошибок.

 9. Отказ клиенту в выполнении его задания

9.1. Клиенту может быть отказано в выполнении его задания руководителем юридической клиники, студентами-клиницистами в следующих случаях:

1)        при обращении клиента, не являющегося малоимущим;

2)        если клиент обратился за помощью, не являющейся юридической;

3)        если требования клиента заведомо незаконны или опасны для общества.

9.2. Отказ в выполнении задания клиента должен быть мотивирован и совершён в той форме, в которой поступило соответствующее обращение клиента в юридическую клинику.

9.3. Отказ в выполнении задания клиента студентом(-ами)-клиницистом(-ми) может быть обжалован клиентом руководителю юридической клиники.

 Глава 3. Взаимоотношения студентов-клиницистов между собой, с преподавателями и руководителем

 9. Компромисс при распределении дел между студентами-клиницистам.

9.1. Распределении заданий клиентов осуществляют студенты-клиницисты. При распределении дел клиентов между собой по итогу приёма граждан в день приёма студенты-клиницисты выстраивают свои отношения на основе компромисса, то есть задание берёт первый желающий. При этом в случае, если задание клиента взял студент-клиницист, который уже занимался похожим заданием другого клиента, он обязан по первому требованию другого студента-клинициста, который ранее не занимался подобным заданием, уступить ему это задание.

9.2. В случае возникновения спора относительно того, кто из студентов-клиницистов должен взять конкретное задание клиента руководитель юридической клиники решает этот вопрос в одностороннем порядке.

 10. Взаимопомощь студентов-клиницистов

10.1. Студенты-клиницисты выстраивают свои отношения на основе взаимопомощи. В случае, если студент-клиницист обратился к другому студенту-клиницисту за помощью в разрешении какого-либо вопроса, касающегося выполнения задания клиента, то студент-клиницист, к которому поступило соответствующее обращение, обязан оказать посильную помощь обратившемуся в своё свободное время. Студент-клиницист не может обращаться к другому студенту клиницисту за помощью в момент, когда из сложившейся обстановки, поведения студента-клинициста, к которому обращаются, следует, что он занят.

10.2. В случае, если студент-клиницист, который должен выполнить задание клиента, заболеет или возникнут другие обстоятельства, препятствующие выполнению такого задания, в том числе личные и семейные – он вправе обратиться к сообществу студентов-клиницистов с просьбой о выполнении за него такого задания. Сообщество студентов-клиницистов должно в течение 24 часов с момента обращения решить вопрос о том, кто из студентов-клиницистов возьмёт задание клиента вместо студента-клинициста, который направил соответствующее обращение сообществу студентов клиницистов. Обратившийся студент-клиницист должен сообщить студенту-клиницисту, который взял задание его клиента, всю имеющуюся у него информацию относительно выполнения задания клиента, в том числе передать все копии документов клиента.  

 11. Заполнение карточек клиентов

Заполнение учётных карточек клиентов представляет собой занесение в бланки установленной формы сведений о клиенте, краткой информации относительно его задания, а также получение подписи клиента на учётной карточке о его согласии на обработку персональных данных. Заполнением учётных карточек клиентов занимаются студенты-клиницисты принявшие к исполнению поручение клиента.

 12. Взаимоотношения студентов-клиницистов с преподавателями и руководителем

В случае необходимости студенты клиницисты могут обратиться за помощью в выполнении задания клиента к любым преподавателям и руководителю юридической клиники.

 Глава 4. Заключительные положения

 13. Прекращение действия некоторых актов юридической клиники Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого в связи с принятием настоящего кодекса

Признать утратившим силу Свод этических норм юридической клиники, разработанный студентами юридической клиники в 2004 году и дополненный в 2008 году.

 14. Внесение изменений и дополнений в настоящий Кодекс

Изменения и дополнения вносятся в настоящий Кодекс на собрании студентов-клиницистов путём голосования, в том числе посредством голосования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Изменения и дополнения в настоящий Кодекс вносятся, если «за» проголосовало не менее 74/100 от общего количества студентов-клиницистов, принявших участие в собрания или голосовании в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

 15. Вступление в силу настоящего Кодекса

Настоящий Кодекс вступает в силу со дня его официального опубликования на сайте Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого и размещения его текста в диалоге студентов-клиницистов и преподавателей «Клиника» в социальной сети «Вконтакте».

 

Информацию опубликовал: Трофимова Марина Сергеевна, 30.10.2018 18:14:45
Ответственный за информацию: Трифонов Владимир Александрович

Фотографии