Руководители

Ректор
Боровиков Юрий Сергеевич

Проректор по научной работе
Ефременков Андрей Борисович

Проректор по внешним связям и международной деятельности
Новикова Анастасия Павловна

Проректор по инновационному развитию
Харламов Константин Николаевич

Проректор по молодежной политике
Калпинская Ольга Евгеньевна

Проректор по образовательной деятельности
Данейкин Юрий Викторович

Проректор по общим вопросам
Бирюкова Анна Игоревна

Проректор по развитию кампуса
Тарусов Руслан Владимирович

Проректор по режиму и безопасности
Супрун Вадим Николаевич

Заместитель проректора по научной работе
Коваленко Денис Владимирович

Заместитель проректора по образовательной деятельности
Федотова Наталья Геннадьевна

Главный инженер
Чечулин Александр Олегович

Список сотрудников...

Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого

В системе ценностей Великого Новгорода образование занимает одно из ведущих мест. Это связано с закономерностями развития и потребностями новгородского общества – его политики, экономики и культуры.

В 1030 г. Ярослав Мудрый открыл в Новгороде школу повышенного типа для «книжного учения», собрав 300 детей кончанских и уличанских старост и городского духовенства.

В Новгороде книжное учение было более высокой ступенью образования по сравнению с простым обучением грамоте. В его программу входило изучение диалектики, риторики и грамматики, что соответствовало основам византийской средней школы. Грамматика включала учение о частях речи, сведения по этимологии, поэтике, грамматических категориях, а также изучение и толкование Священного писания. Ученики знакомились с текстами Гомера, Платона, Аристотеля, изучали «Слово» Иоанна Златоуста. Диалектика содержала в то время начала философии, понимаемой очень широко. Иоанн Дамескин (VIII в.) различал философию теоретическую, включавшую богословие, музыку, арифметику, геометрию, астрономию, физиологию, и философию практическую – политику, этику, экономику. Все эти дисциплины были предметом изучения новгородцев.

На основе широкого распространения грамотности развивалась ранняя новгородская книжность. Книги были неотъемлемой частью бытовой культуры новгородцев – их переписывали, передавали по наследству, почитали как главную духовную ценность дома.

В 2000 г. на Троицком раскопе в культурных слоях рубежа X-XI вв. была найдена древнейшая славянская книга с фрагментами текстов из Псалтыри. Практически найден древнейший учебник. В средневековье Псалтырь была универсальной учебной книгой, по которой изучалась грамматика, риторика, философия.

 В XI в. в Новгороде были написаны Остромирово Евангелие, Краткая Русская правда, «Книга Паломник» Добрыни Андрейковича, Изборник 1073 года, в который вошло 393 статьи по вопросам христианской морали, грамматики, священной истории, географии, началось писание Новгородской Первой летописи. Эти первые произведения древнерусской литературы прививали любовь к книге и знаниям как основе обучения. Не случайно Изборник  открывался словом о почитании книг.

К XII веку двухуровневая система образования в Новгороде получила широкое развитие. В распространении грамотности ведущее место занимали «мастера грамоты»  или «начетчики», кроме них педагогической деятельностью занимались ученые-богословы, писатели, служители церкви, писцы летописей и книг. Педагоги в помощь детям изобрели древнейший букварь, для обучения счету – абак, прообраз будущих школьных счетов.

Высшим достижение методики преподавания математики в Древней Руси стало сочинение иеродиакона Антония Римлянина Рождество-Богородичного монастыря 26-летнего Кирика «Учение им же ведати человеку числа всех лет», написанное в 1136 году. «Учение»  предназначалось для лиц, освоивших азы счисления и изучивших математические основы, способствовало развитию образного и абстрактного мышления.

В XII-XVI вв. Великий Новгород был центром высокой книжной культуры и образованности. Многочисленные берестяные грамоты, найденные при проведении археологических раскопок, свидетельствуют о том, что новгородцы широко использовали полученные знания как в деловой и торговой практике, так и в быту. Именно в эти столетия появляется множество грамот – купчих, подрядных, духовных, завещаний, договоров с русскими княжествами и соседними государствами. Благодаря развитию математики строители древнего Новгорода хорошо знали «золотое сечение», умело рассчитывали габариты зданий, толщину стен, радиусы арок. Новгородская школа «учения книжного», по мнению многих исследователей, давала серьезное по тем временам образование, готовила государственных людей к церковно-административной и просветительной деятельности. Тексты на бересте свидетельствуют о том, что умение читать и писать и потребность в письменном общении были широко распространены практически среди всех слоев общества.

В XIV в. в Новгороде создается книжная мастерская, в 1499 году под руководством новгородского архиепископа Геннадия составлен первый на Руси полный свод Священного писания (Геннадиевская Библия).

Первая половина XVI века – время новых поисков в среде образования и культуры. Наиболее значимой в этих направлениях была деятельность новгородского архиепископа Макария. По его инициативе составляется «Владычный свод Макария» как продолжение Новгородской Четвертой летописи, пишутся обширные жития новгородских святых – Антония Римлянина, святителя Никиты, Михаила Клопского и других. Главным же достижением Макария было создание Великих Миней Четьих в двенадцати томах.

В XVII веке  сложившаяся система образования в Новгороде позволила новгородскому купечеству стать одним из высокообразованных сословий Российского государства. Их обучение включало знания метрологии, денежного счета, истории, географии, иностранных языков, основ экономики и права.

По-прежнему новгородцы активно переписывали, собирали и покупали книги, широкое распространение в Новгороде получила печатная книга не только религиозного, но и светского содержания. В Гостином дворе на Ярославом дворище существовал специальный книжный ряд. С наступлением петровских реформ стремительно развивающемуся русскому государству требовались образованные активные личности, способные влиять на политическую, экономическую и духовную жизнь страны.

Поэтому Петр I одобрил и поддержал инициативу новгородского митрополита Иова по открытию в Новгороде греко-славянского училища. По его указу, подписанному 31 января 1706 года, в Новгород были направлены доктора Падуанского университета греческие иеромонахи Иоаникий и Софроний Лихуды. На средства Софийской казны в Кремле был построен двухэтажный корпус. На обучение было принято 150 учеников разного возраста и разных профессий.

Училище братьев Лихудов делилось на два отделения – еллинское и славянское. В училище изучались греческий, латинский, старославянский языки, пиитика, риторика, логика. Учебный план Новгородского греко-славянского училища почти целиком соответствовал учебному плану Московской Славяно-греко-латинской академии. Все это позволяет отнести школу Лихудов к учебным заведениям высшего типа. Училище братьев Лихудов существовало более 30 лет и подготовило большое количество православной российской интеллигенции и в первую очередь – учителей.

В 1740 году в Новгороде была открыта духовная семинария, учебный план которой был почти точным слепком Киевской академии, а по объему финансирования намного превосходил другие семинарии. В первом учебном году в семинарии были открыты четыре класса: аналогии, инфимы, грамматики и синтаксимы, затем классы пиитики, риторики, философии, богословия. Семинаристы изучали также  российскую словесность и грамматику, математику, географию, историю, педагогику, поэтику, медицину.

Высокий уровень гуманитарной подготовки в Новгородской семинарии был во многом предопределен ее уникальной библиотекой, основу которой составляли  богатейшие книжные собрания Феофана Прокоповича, новгородских архиепископов Иова, Амвросия Юшкевича, Стефана Калиновского, митрополита Дмитрия Сеченова и ряда других церковных деятелей. Всего в библиотеке было около 7000 книг.

За 170 лет своего существования семинарию закончили более 7 тыс. человек, среди них видные церковные и государственные деятели, ученые и преподаватели. Выпускников семинарии можно было встретить во многих российских городах, более половины священников Санкт-Петербурга и преподавателей духовной академии были новгородцами.

После 1917 года в помещениях семинарии был открыт Новгородский институт народного образования, который в 1934 г. был преобразован в Новгородский государственный учительский институт, а затем в 1953 г. в Новгородский государственный педагогический институт.

В 1964 году в Новгороде был создан филиал Ленинградского электротехнического института, на базе которого в 1973 году был создан Новгородский политехнический институт.

В 1969 году был открыт Новгородский филиал заочного образования ЛСХИ, а затем в 1986 г. Новгородский сельскохозяйственный институт.

Таким образом, в Великом Новгороде была создана уникальная, постоянно действующая и развивающаяся система образования, которая на разных этапах исторического развития соответствовала запросам и потребностям новгородского общества, его социально-культурному уровню.

Образование в 1993 году Новгородского университета классического типа явилось исторически предопределенным и закономерным явлением. Университет при его создании и развитии аккумулировал традиции образования и просвещения, накопленные за 11 веков существования Великого Новгорода, и обеспечил их развитие на качественно новом уровне.